СМИ об РЖД

Россия вперед!

Пусть не летают самолеты, зато готовы поезда!
     
     Как утверждают в МПС, железнодорожники полностью готовы к летнему наплыву пассажиров

С наступлением летнего сезона тема пассажирских перевозок становится "зоной особого внимания" почти каждого из нас: отпуска, каникулы, майские праздники, дачно-огородные дела - все это так или иначе связано для большинства россиян с железной дорогой - будьте пригородная электричка или поезд дальнего следования. Правда, у железнодорожников летний сезон официально начинается со 2 июня, но, как утверждают специалисты, они уже во всеоружии: предстоящие майские выходные не обещают неожиданностей с железнодорожными перемещениями народонаселения Руси. О том, как обстоят дела с перевозкой пассажиров, какие есть проблемы и новшества в этой области, мы решили поинтересоваться у руководителя Департамента пассажирских перевозок Министерства путей сообщения Шатаева Валерия Николаевича.
     - Сразу - о том, что больше всего беспокоит всех перед летним сезоном: насколько готовы наши железнодорожники к наплыву отпускников и дачников?
     - Мы, что называется, в полной боевой готовности:
     уже подготовлено 8000 дополнительных вагонов - это более 500 поездных составов, которые дадут своего часа с сентября прошлого года - мы их отремонтировали, подкрасили и уже с майских праздников постепенно пустим в ход по всем наиболее востребованным направлениям, по всей России. Мы даже учли тот фактор, что в этом году в некоторые страны Европы не будут летать самолеты "Аэрофлота" - соответственно в каких-то направлениях пассажиропоток увеличится, а где-то - наоборот, уменьшится. Но все это нами тщательно просчитано, поэтому срывов и дефицита билетов этим летом быть не должно.
     - А с чем связаны обычно такие срывы?
     - С тем, что у нас в стране всего один завод-производитель вагонов - в Твери. Вот, например, в этом году планируется закупить более четырехсот новых вагонов, а реальная потребность - восемьсот. Но завод не в состоянии произвести такое количества. В России уже давно пора построить еще один-два вагоностроительных завода. Кстати, с этого года к новым вагонам предъявляются гораздо более жесткие экологические и технические требования, чем раньше, - нынешние вагоны будут на уровне западных стандартов.
     - В чем это будет выражаться для пассажира?
     - Теперь в каждом вагоне обязательно будет климоустановка - кондиционер, проще говоря. Не просто печка и старый вентилятор, а кондиционер - то есть летом температура будет на несколько градусов ниже в вагоне, чем на улице, а зимой - не ниже десяти градусов. Некоторые поезда будут ходить с вагонами для инвалидов - с лифто-подъемником, с более широкими дверками и проходами, специально оборудованными туалетами и купе. В каждом поезде обязательно будет душ для персонала, а в вагонах повышенной комфортности на тех маршрутах, которые идут до конечного пункта более двух суток, душ будет и для пассажиров. Все вагоны будут с холодильниками и микроволновкой - чтобы проводник мог разогреть еду для себя и, если потребуется, для пассажиров. Новые электрички повышенной комфортности будут пущены в разных областях России. Кроме того, мы сейчас на своей базе в Щербинке переоборудуем некоторое количество вагонов по классу "люкс" - это будут высоко-комфортабельные вагоны, с двумя-тремя купе, с двуспальными кроватями, с душем и туалетом в каждом купе - стоить они будут всего в полтора-два раза дороже, чем билеты в СВ, зато каждый желающий сможет купить для себя целый вагон - и ехать в гордом одиночестве, по высшему классу! В первую очередь мы пустим такие вагоны по маршрутам Москва - Санкт-Петербург и Москва -Адлер - это самые популярные направления, по которым часто ездят люди с соответствующим достатком.
     - А какой сейчас разброс цен на билеты?
     - Разница между самым дорогим и самым дешевым билетом - примерно в девять раз. Но ведь это учитывая вообще все направления, а сравнивать цену билета до Вологды, например, и до Владивостока глупо. Вот, скажем, возьмем популярное направление Москва - Санкт-Петербург. Самый дешевый плацкартный билет в скорый поезд стоит 232 рубля, а билет в вагон СВ в фирменном поезде с питанием стоит 1350 рублей. Для сравнения: самый дешевый билет на самолет и этом направлении стоит 2000 рублей. К тому же, если учесть отдаленность аэропортов от центра города, необходимое на прохождение досмотра и оформление билетов время, то получается, что доехать из центра Москвы до центра Питера воздушным путем занимает около 7 часов - почти столько же, сколько идет скорый поезд с Каланчевки до Невского. К тому же у нас в стране 75 миллионов льготников - и это еще не считая детей! Плюс около 10 - 12 процентов вообще ездят "зайцами". Вот и считайте, что выгоднее и быстрее - самолет или поезд. Кстати, расходы на льготников нам, железнодорожникам, никто не компенсирует - Минфин никак не может утвердить процедуру компенсаций. Мы давно уже предлагаем: выдавайте тем, кто этого заслуживает, дотацию на проезд: пусть один из них купит себе лишнего валокордина, другой - мешок картошки, а еще восемь - проедут куда-нибудь на поезде, все больше пользы будет! А так - одни убытки...
     - Есть ли какая-нибудь статистика, насколько часто сейчас россияне ездят на поездах и куда?
     - Российские железные дороги за год перевозят 1,5 миллиарда пассажиров. В среднем каждый из нас 9 раз в году является пассажиром поезда, но это очень маленькая цифра. В советские времена эта цифра доходила до 13 - 15 раз в год. А если сравнивать с 1912 годом, как у нас раньше любили, то все хорошо: тогда каждый россиянин в год 1,2 раза садился на поезд. Наши поезда ходят сейчас в 26 стран мира плюс страны СНГ. К сожалению, некоторые маршруты сейчас недоступны: например, во Францию и Испанию наши поезда не ходят вообще - слишком дорого обходится проезд по территории Германии, там большие сборы. Отказались от наших маршрутов Туркменистан и Грузия, в Армении и в Грозный мы проехать не можем. Зато ходит сейчас поезд в Гудермес, да и с Грозным мы надеемся вскоре наладить сообщение. Мы в последнее время стараемся сделать сообщение более скоростным - все меньше становится остановок на полустанках и маленьких промежуточных станциях - это значительно уменьшает время пути поездов. А с маленьких станций люди спокойно добираются до ближайших больших остановок на автобусах и электричках. Зато открыты новые направления: Нижний Тагил - Симферополь, Волгоград - Улан-Удэ, Пермь - Новороссийск, Иркутск - Санкт-Петербург. Самых востребованных направлений много: из Москвы в Питер, из Владивостока до Японии, иностранцев много ездит на Байкал, летом в два раза больше народу едет на юг - Кавказ, Крым. Но летом вообще люди ездят больше по всем направлениям - навещают во время отпуска родственников, школьники ездят на экскурсии и в лагеря, июль от февраля по пассажиропотоку отличается в два с половиной раза.
     - Как же вы справляетесь?
     - Летом нам очень нужны рабочие руки, поэтому мы всегда рады всем, кто хочет в сезон подработать проводником. У нас каждое лето работает по нескольку тысяч студентов - в основном, конечно, железнодорожных вузов, но есть и из других отраслей. Труд проводника, конечно, тяжелый, и зарплата в 3 - 7 тысяч рублей - не самая достойная его цифра, но для студента это хорошее подспорье. Кстати, мы недавно проводили конкурс "Лучший проводник" - все наши ребята удивительные умницы! А девушки какие - как будто с обложек модных журналов! Мы пытаемся облегчить им жизнь, как можем, но пока не все удается...
     - А чем сейчас стала легче жизнь пассажира?
     - У нас в этом году открыто очень много новых касс - на 30 процентов w будет больше по всей стране. Одна только Московская железная дорога открыла 247 дополнительных точек продажи билетов - в турагентствах, на предприятиях, в "спальных" районах. Все это - для того, чтобы люди не стояли а очередях, а могли спокойно купить билеты в любом направлении. У нас организовано горячее питание в поездах - обеды носят как из вагона-ресторана, так и выдают в продуктовом наборе, чтобы пассажир мог сам приготовить себе еду. Конечно, это увеличивает цену билета, но, если поезд идет больше суток, это имеет смысл - кого-то устраивают бабушки с горячей картошкой на перроне, а кто-то предпочитает регулярное питание. Еще одно новшество -карточка пассажира. Она удобна тем, кто много ездит на электричках. Вы можете купить такую пластиковую карточку один раз - хоть на всю жизнь вперед, и постоянно ее пополнять, чтобы не пользоваться вечно теряющимися бумажными билетами, которые надо вставлять в турникеты на вокзале. Правда, мы сейчас думаем о картонных билетах - они лучше сохраняются, но пластик всегда удобнее. Тем более что он действует одновременно и на электричке, и в метро. Такие карточки есть не только в Москве - во всех крупных городах России.

Валерий МИТРОФАНОВ

Тематика: Пассажирам
Версия для печати
screenRenderTime=2