СМИ об РЖД

27.04.2002Газета "СЛОВО"

"Наш подход к реформам - государственный"

Пресс-конференция министра путей сообщения Геннадия Фадеева

- Прошло три месяца со дня моего назначения министром путей сообщения. Все грузы, которые были заявлены к перевозке в первом квартале, были обеспечены подвижным составом.
     В целом грузооборот вырос на 1,5 процента. Это нас спасает с финансовой точки зрения, и опасений на текущий год я не вижу, несмотря на то, что впереди плановые путевые ремонтные работы и надвигаются летние пассажирские перевозки. Грузовые перевозки у нас растут, а пассажирские упали на 6 процентов. Это стало следствием прошлогоднего повышения стоимости проезда в дальнем сообщении вначале на 70 процентов, а затем еще на 30.
     Я считаю, что до конца этого года нельзя повышать стоимость, от этого все проиграют. И железные дороги, и общество в целом.
     В минувшем году убытки от пассажирских перевозок составили 10,8 миллиарда рублей. Из них 6,4 миллиарда составили дальние перевозки, остальные - пригородные.
     Железные дороги полностью уплачивают все налоги во все бюджеты и фонды. Наверное, не многие знают, что у нас заведено 293 уголовных дела за неуплату налогов. Мы поставили уплату налогов во главу угла и с этого курса не свернем.
     За многие годы не без помощи СМИ создалось ложное мнение о МПС как о богатой естественной монополии. Между тем у нас 141 миллиард рублей кредиторской задолженности, а памятуя о предстоящем реформировании и переходе в качество акционерного общества, могу сказать, что такое положение недопустимо.
     Предстоящая реформа МПС вызывает в обществе множество противоречивых мнений. Мы В МПС создан штаб по реформированию. 26 апреля представляем в правительство законодательный пакет из 4 основополагающих законов.
     Я посчитал необходимым самому возглавить его, чтобы повысить ответственность за принятие всех решений.
     Одними из основных вопросов являются вопрос о тарифах и прейскурант на перевозки. Мы готовы перейти к единому, открытому прейскуранту. Хотя работа над ним очень сложная, но мы работаем сообща с тарифной комиссией при Правительстве РФ, и есть уверенность, что с января 2003-го новый прейскурант будет введен в действие.
     Для железных дорог нет иных источников доходов, кроме тарифа на перевозки. Я не устаю об этом повторять. С этого мы платим налоги, начисляем заработную плату работникам, обновляем наши основные фонды. А они у отрасли громадные - свыше 2,5 триллиона рублей. И при этом до предела изношенные. Мы имеем парк локомотивов численностью 10 тысяч единиц - ни одна страна мира не располагает таким количеством. Но он изношен на 80 и более процентов. Еще год-два, и нам нечем будет тянуть поезда. Чтобы остановить процесс старения, необходимо в кратчайшие сроки восстановить парк. Однако сделать это в одночасье невозможно. Лет пятнадцать назад МПС получал по тысяче локомотивов ежегодно. Сегодня мы покупаем лишь... семнадцать!
     Во время встречи с Президентом Владимиром Владимировичем Путиным я изложил эту проблему. Президент дал указание подготовить подробную справку о состоянии локомотивного парка. Но даже если мы сегодня завалим наши заводы деньгами, они не смогут быстро сделать нам электровозы и тепловозы. И производственная база разрушена, и кадры разбежались, и станочный парк устарел. Но если начать эту работу, то железнодорожный заказ тут же оживит машиностроительные заводы. Им потребуется продукция металлургических комбинатов, те востребуют руду и другие материалы. А это - увеличение массовых грузов, а массовый груз - всегда низкие тарифы. Да и ученых стимулируем...
     Получается, как ни крути, а железные дороги дадут работу всей стране- вот что такое они для России.
     Проблем у отрасли немало, но мы стремимся к тому, чтобы они стали понятными для всего общества. Теперь я готов ответить на ваши вопросы.
     - Агентство "Интерфакс". Геннадии Матвеевич, президент в своем послании выразил мысль о том, что хозяйством больших монополий должно управлять государство, по крайней мере контролировать их деятельность. Как вы к этому относитесь?
     - Я бы даже ускорил такое решение со стороны государства, по крайней мере по отношению к нашей отрасли. Десятка полтора лет назад ни у кого не болела голова о тарифах, они были копеечные. Но при этом железнодорожный транспорт получал от государства рельсы и шпалы, новые локомотивы, путевую технику. В 1994 году мы, например, получили 2,5 тысячи новых вагонов, из них тысячу германских. Почему мы сегодня должны доказывать всем и каждому, какие тарифы должны быть? Мы в год расходуем 350-400 миллиардов рублей на зарплаты, оплату электроэнергии и топлива, инвестиционную составляющую. И государство, естественно, должно управлять такими громадными денежными потоками. Я такой подход приветствую и всячески ему содействую.
     - Журнал "Геополитика". Идет ли согласование прокладки волоконно-оптической линии связи Астрахань
     - Иран для информационного сопровождения грузов? Вы говорили о портах. У нас есть первый среди равных - незамерзающий Мурманский. Будет ли он развиваться ?
     - Транспортный коридор "Север - Юг" очень интересен. Он связывает Мурманский порт с Каспием. Начали строить новый порт Оля, и, естественно, будем прокладывать линии оптико-волоконной связи, чтобы задействовать наши технические средства по контролю за движением грузов, контейнеров. Мы с министром транспорта Франком были там, наметили совместные действия. Подключатся и портовики, и таможенники.
     По порту Мурманск скажу, что его работа в этом году заметно приросла за счет перевалки угля, думаю, что и дальнейшее развитие будет интенсивным.
     - Агентство "Прайм-ТАСС". Вы упомянули об источниках инвестиций, о задолженности. А за счет каких средств отрасль планирует погашать задолженность, обновлять основные фонды?
     - Я уже говорил, что у нас, кроме "колеса", иных источников доходов нет. И чем оно будет интенсивнее работать, тем больше мы получим средств. Конечно, отрасль обладает большой ремонтной базой, мы неплохо зарабатываем тем, что ремонтируем подвижной состав промышленного транспорта, компаний, владеющих вагонным парком. Есть еще статья "подсобно-вспомогательная деятельность". Но это слишком незначительный финансовый поток. Главное - перевозки-
     В конце мая в Москве будет подан на посадку совершенно новый электропоезд для пригородного сообщения. Он совершенно новый как внутри, так и в техническом отношении, на новых принципах работы. И по экономичности, и по комфорту будет превосходить электропоезда Демиховского завода, которые так полюбились пассажирам. Я вас всех приглашаю увидеть, что могут сделать сегодня в России.
     - Агентство "Рейтер". Вы говорили о потерях примерно 4 миллиардов рублей...
     - Это было бы в том случае, если бы мы не унифицировали тарифы. Первая такая работа была проведена после дефолта, чтобы выровнять цены на внутренние и экспортно-импортные перевозки. Но благодаря этому отрасль смогла продержаться три года, не повышая тарифы. Сегодня у нас задача сделать так, чтобы мы "ездили по рублю", чтобы было равномерное перераспределение по перевозчикам. Мы считаем, что внешнеторговые грузы
     не должны превышать 10-11 процентов. Это нормально.
     -А будет у нас доход или убыток в конце годи?
     - Такая махина, как железнодорожный транспорт, не может работать в убыток. Другое дело, каков уровень рентабельности будет заложен в унификацию тарифов. Мы рассчитываем на 12-13 процентов.
     - Радио "Маяк". В некоторых печатных изданиях критикуются турникеты при выходе на улицу. Какое ваше отношение к ним?
     - Мое мнение одно - это очень полезное дело. Как только установили первые турникеты, у нас сразу повысилась продажа билетов. Больше стало порядка на платформах.
     Вообще-то позиция министерства такова, что все пассажиры обязаны иметь билеты. Неважно, льготник ты или нет. Так в цивилизованных странах делается, так и у нас должно быть. Безбилетникам не место в вагоне.
     - Газета "Слово". Геннадий Матвеевич, вы упомянули о большой армии ученых. До сих пор министерство активно поддерживало oтpacлевыe вузы и НИИ. Сохранится ли такое отношение пocлe проведения реформы железнодорожного транспорта?
     - Мы принципиально отстаиваем две позиции: нам нужна отраслевая медицина и отраслевая наука, и система подготовки кадров. Дело в том, что многие медицинские учреждения напрямую задействованы в процессе перевозок. Это и контроль локомотивных бригад перед рейсом, и поликлиники "на линии", и система реабилитационно-оздоровительных учреждений. Поэтому во все наши документы, связанные с реформой, мы вводим эти две социально значимые области.

Александр ПРАСОЛ, Ирина ФУРСОВА.

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=1