СМИ об РЖД

Угольную проблему надо рассматривать с точки зрения государства

В минувшем году угольная отрасль страны оказалась в непростом положении. Объем перевозок этого вида топлива потребителям стремительно упал, в отдельных регионах на 26%. На эту проблему обратил внимание глава государства, поручивший МЛС принять меры к исправлению ситуации. О текущей ситуации и перспективах ее разрешения "Известиям" рассказал заместитель министра путей сообщения, ответственный за перевозки, Сергей Гришин.
     - В текущем году резко снизился объем перевозок угля. На эту проблему обратил внимание даже президент России, который дал поручение министерству решить ее. Что сделано в этом направлении?
     - Уголь - важнейший груз для российских железных дорог, перевозки его составляют до 25% всех перевезенных грузов. Надо сказать, что в этом году нас очень серьезно подвели энергетики. Только за первый квартал электростанции не вывезли окало 10 миллионов тонн угля. В январе падение перевозок угля к станциям РАО "ЕЭС" составило 3 миллиона тонн, в феврале - 2,8 миллиона тонн, а марте - уже 3,5 миллиона. Это невосполнимая для нас потеря. Прямые убытки железных дорог от этого снижения объемов перевозок составили 1 миллиард рублей.
     В тяжелом положении оказались и шахтеры, поскольку они продолжали добычу. Харанорский разрез год назад отправлял до 400 вагонов в сутки, в этом - не более 100. Рост поставок на экспорт - он составил 1,6 миллиона тонн - не компенсировал падение внутреннего спроса. Если год назад в Кузбассе запасы угля на середину апреля составляли 5,5 миллиона тонн, то в этом году они возросли уже до 7,5 миллиона тонн. В целом по отрасли за первые три месяца года запасы угля на шахтах возросли с 6,7 до 10,4 миллиона тонн, то есть в полтора раза. В апреле ситуация не улучшается. За первую половину месяца не вывезено 700 тысяч тонн угля.
     Проблема усугубляется тем, что Россия, столкнувшись с кризисом перепроизводства угля, продолжает его импортировать из Казахстана для нужд энергосистем Урала и Сибири.
      - Экмбастузский разрез "Богатырь" принадлежит энергетикам. Естественно, они хотели бы загружать в первую очередь свои предприятия.
      - Принадлежать-то он, может, и принадлежит. Однако если от импорта с экибастузских предприятий плохо и угольной отрасли, и МПС, то, возможно, есть смысл рассмотреть эту проблему с государственной точки зрения.
     Пока что в краткосрочной перспективе мы не видим улучшения ситуации. Возможно, в третьем-четвертом квартале произойдет рост спроса на уголь. Но тут хотелось бы обратить внимание вот на что. В конце второго - начале третьего квартала строительный комплекс начинает работу в полную силу. Соответственно у МПС растут объемы перевозок строительных грузов, а эти объемы сопоставимы с угольными. Кроме того, летом путейцы начинают ремонтные работы - перенести их не всегда возможно по технологическим причинам. Плюс к этому летний пик пассажирских перевозок в дальнем следовании. Все эти причины объективно осложнят вывоз угля.
     Мы ставили и ставим перед энергетиками и угольщиками вопрос об обеспечении равномерных объемов перевозок угля в течение года. Эти вопросы поднимаются на всех уровнях. Руководство Западно-Сибирской дороги регулярно встречается с представителями угольных компаний Кузбасса, металлургами, энергетиками с тем, чтобы решить проблему сбыта угля. Центральный аппарат направил в Минэнерго и РАО "ЕЭС" предложения по согласованию помесячной отгрузки угля энергосистемам.
     - В минувшем году действовало аналогичное соглашение. Однако, несмотря на это, в конце лета на Дальнем Востоке образовались многокилометровые пробки из вагонов. А сам график оказался под угрозой срыва. Некоторые наблюдатели полагают, что проблем в Приморье удалось избежать из-за теплой зимы.
     - В 2001 году была проблема неритмичной оплаты угля. Была осуществлена залповая проплата, после чего угольщики начали отгружать весь скопившийся у них объем невостребованного ранее угля. Этот объем одномоментно и двинулся в направлении Дальнего Востока, а там энергетики не справились с его разгрузкой.
     Для нас этот груз являлся и является приоритетным, поскольку было и есть поручение президента не допустить повторения событий с перебоями в подаче тепла и электроэнергии в Приморье. Мы сделали все, чтобы. выполнить это поручение: перебрасывали на Дальний Восток вагоны из других регионов, принимали чрезвычайные меры.
     В этом году хотелось бы обойтись без подобных мер. Мы надеемся на понимание этой ситуации в Минэнерго и РАО "ЕЭС" и готовы работать по согласованному графику отгрузки угля уже начиная со второго квартала, а не с июля, как гол назад.
     - Тем не менее, в этом году министерство уже столкнулось с проблемой вагонных очередей, выстроившихся на подходах к портам Санкт-Петербурга и Новороссийска. Насколько эта проблема является системной? Связана ли с ростом перевозок по железным дорогам нефти и нефтепродуктов, особенно экспортных?
     - Объем перевозки нефти и нефтепродуктов в первом квартале действительно вырос. В целом рост составил 10%, а в направлении портов и пограничных переходов - 35%. Отчасти это, вероятно, связанные процессы. Однако основная причина возникновения проблем с вы возом грузов через порты состоит в том, что после проведения первого этапа унификации тарифов экспорт через порты, особенно западные, стал крайне привлекателен.
     Сами порты, да и припортовые железнодорожные хозяйства не справляются с предъявляемыми объемами грузов. Причем часть грузов, до унификации направлявшихся в восточные порты, теперь идет на запад. В результате, кстати говоря, выросла цена фрахта из порта Новороссийск в Индонезию, где находятся потребители наших предприятий черной металлургии. Фактически можно говорить о том, что $1,5 доллара с тонны груза изъято из российской транспортной системы и передано судовладельцам.
     Сейчас принято решение о проведении второго этапа унификации, готовится новый прейскурант 10-01, регламентирующий стоимость перевозок грузов. Мы надеемся, что проблемы перегрузки портов в ходе обсуждения тарифных вопросов будут сняты:
     Кроме того, нельзя не отметить, что в случае с портами достаточно остро стоит проблема неритмичной подачи груза. Например, металлурги в первые две декады отгружают 60 -70% среднемесячной отгрузки, а в третью декаду - 140%. Мы пытаемся решить эту проблему путем переговоров.
     Наконец, могу сказать, что разные районы портов загружены по-разному. Это недоработка экспедиторов, но мы вынуждены подключаться к решению и этой проблемы.
     - Однако вагоны стоят и на пограничных переходах в Китай.
     - Китай в этом году предъявил бешеный спрос на российский лес. Грузооборот между нашими странами увеличился а полтора раза. Возможности погранпереходов физически не позволяют справляться с предъявляемыми объемами. Поэтому и с китайской и с нашей стороны идет работа по их расширению.
Версия для печати
screenRenderTime=1