СМИ об РЖД

На тарифном "перепутье"

Правительственная комиссия под руководством вице-премьера Виктора Христенко приняла решение о начале второго этапа унификации железнодорожных тарифов на экспортно-импортные и внутренние грузовые перевозки. Названа и дата - с 1 июня.
     Как известно, первый этап унификации был проведен в августе прошлого года: тогда стала единой цена перевозки грузов внутри страны и через морские порты. На втором этапе будет сделано то же в отношении сухопутных пограничных переходов.
     Пока, правда, нет полного анализа последствий первого этапа унификации тарифов. Но, несомненно, он добавил железнодорожникам головной боли. Изменилось направление грузопотоков. Если раньше металл, например, везли на экспорт через Находку, то теперь стало выгоднее отправлять его, скажем, в Индонезию через Новороссийск. Вот только много ли металлурги от этого выиграли? Ведь тут же подорожал фрахт судов, и "баксы" уплыли в карманы судовладельцев. Вдобавок порты не смогли "переварить" хлынувший поток грузов. И на припортовых станциях выстроились в затылок "брошенные" составы. Под Новороссийском по сей день простаивает ежесуточно в ожидании выгрузки более 5 тысяч вагонов. Хотя порт по сравнению с прошлым годом увеличил перевалку грузов почти наполовину.
     Рассказывая на брифинге об этой ситуации, генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания Салман Бабаев заметил, что за первый квартал объемы перевозок экспортных грузов на сети дорог выросли на 15 процентов по сравнению с прошлым годом. При этом объемы перевозок внутри страны упали. В частности, отгрузка топлива для теплоэлектростанций за квартал уменьшилась на 9 миллионов тонн. Энергетикам стало выгоднее покупать уголь в соседнем Казахстане.
     Вот поэтому тарифная политика должна быть очень взвешенной. Салман Бабаев сказал, что МПС предложило на рассмотрение комиссии 4 варианта индексации тарифов в связи с унификацией. Первый предусматривает повышение на 12,8 процента всех тарифов действующего Прейскуранта 10-01. Второй - дифференцированно, в зависимости от класса грузов, дальности перевозки и транспортной составляющей в конечной цене продукции. Кстати, последняя очень низка сегодня в цене нефти и нефтепродуктов - всего 3,5 процента. Поэтому третий из предложенных вариантов предлагает максимально поднять тариф на перевозки "черного золота". Есть и еще предложение: тарифы на перевозки экспортно-импортных грузов повысить на 25 процентов и за счет этого внутренние тарифы увеличить только на 4,5 процента. На производителе это почти не скажется, поскольку сегодня за внутренние перевозки он платит 20-процентный НДС.
     Какой из вариантов выбрать - решать Правительству. Вопрос этот будет обсуждаться 15 мая. До этого нужно еще раз проверить расчеты. А кроме того, найти решение нескольких проблем. Одна из них - судьба инвестиционной программы МПС. По мнению специалистов, в ней образуется брешь как минимум в 30 миллиардов рублей. Очередная индексация тарифов при любом из вариантов не прибавляет ни рубля к доходной базе отрасли. Кроме того, Правительству нужно задуматься и о положении угольщиков, ибо предстоящая унификация еще шире открывает ворота экибастузскому углю. А куда нам свой девать?

Тамара АНДРЕЕВА

Тематика: Тарифы
Версия для печати
screenRenderTime=1