СМИ об РЖД

С днем рождения, "Савелий" Саввич!

"Московские вокзалы -ворота города. Ежедневно они впускают и выпускают тридцать тысяч пассажиров... Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебникове. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по этой линии - сто тридцать верст..." - именно таким запечатлели Ильф и Петров на страницах "Двенадцати стульев" нынешнего юбиляра. В то время авторы нетленного произведения вряд ли могли предположить, что когда-нибудь железнодорожный вокзал с "незначительным числом" прибывающих превратится в главные северные ворота столицы...
     А началось всё с воли председателя Правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова, который настоял на строительстве Савёловской линии. Его и принято считать отцом этого направления, а стало быть, вокзала. Тогда предполагалось, что новая стальная колея до села Савёлово "приблизит" Москву к неизведанным краям - городу мастеров-сапожников Кимрам, русскому курорту Кашину и красавцу Угличу. Глядишь, а там уж до Сонкова рукой подать, откуда открываются прямые пути-дороги в Петербург, Ярославль, Рыбинск и прибалтийские города.
     Первые костыли будущей однопутной линии, которая рассчитывалась на две пары пассажирских да пять товарных поездов в сутки, начали забивать в конце 1897 года. А в начале 1898 года в "Канцелярии Московского Губернского по земским делам и городским делам Присутствия" появилась папка с делом о постройке для этой железной дороги пассажирской станции у Бутырской Заставы. Впрочем, очень скоро чиновники "заморозили" строительство, и поэтому в феврале 1900 года, когда по новой железнодорожной линии открыли временное движение, пассажиры савёловского направления испытывали массу неудобств.
     В сентябре 1900 года работы по возведению вокзала возобновились. Предполагалось, что здание будет одноэтажным, и лишь по центру намечалось возвести второй этаж с размещением на нём служебных квартир. Парадного подъезда в проекте не значилось, а пассажиров разных классов решено было впускать внутрь помещения с отдельных входов. Со стороны путей к зданию примыкали две платформы, к ним с первого января 1901 года стали прибывать поезда "правильного", как тогда называлось, движения.
     Открытие самого вокзала состоялось в ясный весенний день 10 марта 1902 года по старому стилю. Ему предшествовали молебен и торжественное окропление святой водой. Затем, как сообщали московские газеты, подавали шампанское, а первый тост за здравие Государя Императора был поглощён криками "ура" и звуками гимна "Боже, царя храни". Уже через два дня, с 12 марта, в московском расписании движения поездов стали впечатывать отдельные строки: "Савёловская железная дорога. Бутырский вокзал". (...)
     В конце 80-х годов на Савёловском началась реконструкция, во время которой движение электричек и поездов дальнего следования не прекращалось ни на одни сутки, а первого сентября 1992 года вокзал, "сбросивший" с себя несколько десятков лет и выросший до высоты четырёхэтажного здания, вновь распахнул двери для своих пассажиров и зажил новой жизнью.
     Сегодня он главный в пригородном сообщении на северном направлении. Каждые сутки к его платформам прибывает более 100 пар электропоездов, а через турникетные линии проходят порядка 20 тысяч пассажиров, отправляющихся в Лобню, Долгопрудный, Талдом, Дмитров, Дубну, Кимры, Яхрому и на другие станции. Во время дачного сезона поток пассажиров увеличивается в полтора-два раза. Рекорд Савёловского вокзала по продаже билетов в один из выходных прошлого лета составил почти 35 тысяч - и это без учёта льготников да вездесущих "зайцев"!

Наталья ШУТОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1