СМИ об РЖД

На рынке перевозок никто никому не должен подыгрывать

В МПС состоялась встреча министра путей сообщения Геннадия Фадеева с представителями компаний-операторов, ассоциаций собственников подвижного состава и пользователей услуг железнодорожного транспорта. В ней принимали также участие заместители министра и руководители ведущих департаментов МПС. Обсуждались проблемы совместного обеспечения спроса на перевозки грузов.
     - Мы - не конкуренты, мы - партнёры! - заявил один из представителей компаний-операторов. Именно как с партнёрами вёл с ними разговор и министр путей сообщения.
     - Я бы лукавил, - сказал он, - если бы сказал, что у нас всё есть, чтобы обеспечить стабильность грузоперевозок. Не секрет, что длительное время не закупались вагоны в нужном количестве и сегодня образовался дефицит подвижного состава.
     В минувшем году компании-операторы вложили более 100 миллионов долларов в покупку и реновацию вагонов. Сегодня на транспортном рынке работают уже 54 компании, и за их счёт формируется основной портфель заказов на вагоностроительных заводах. К примеру, одна только компания "ЮКОС" решила вложить в закупку подвижного состава 50 миллионов долларов.
     Но вместе с тем руководитель Департамента вагонного хозяйства Сергей Барбарич привёл такие данные: 13 компаний должны были приобрести 2500 вагонов, но этого не сделали. И только 7 фирм выполнили взятые обязательства. Никто из присутствовавших на встрече не сетовал на нехватку денег. Говорили о другом. О том, что на отдельных направлениях возить грузы в собственных вагонах стало невыгодно. А также что нужно обеспечить всем не только доступ к инфраструктуре, но и равные условия. Это можно сделать, разделив перевозочный тариф на две "прозрачные" части - вагонную составляющую и плату за инфраструктуру.
     Тарифная политика должна стимулировать обновление подвижного состава, считают операторы. Пока этого нет. Председатель совета директоров компании "Апарель-200" Феликс Гофман рассказал о том, что она работает уже 10 лет и в минувшем году перевезла 420 тысяч автомобилей. К сожалению, вагоны для их перевозки у нас уже не выпускаются, пришлось покупать их в странах СНГ и даже в Финляндии, потом переоборудовать. Решено было заказать на заводах новые, и начат даже мониторинг: кто предложит лучшую конструкцию и лучшие условия? Единственное, чего хотела бы компания, это получить инвестиционную скидку, чтобы затраты окупились хотя бы лет за восемь.
     - Нужно поощрять тех, кто вкладывает деньги в подвижной, состав, в том числе его разработку, а не в кубышку, - сказал Гофман.
     И министр его поддержал, приведя в пример алюминщиков, которые заказали для себя специальные вагоны, которые могут везти на завод сырьё, а оттуда - готовую продукцию. Что же касается скидок, то, по словам Фадеева, в себестоимость перевозок не заложена покупка вагонов. Спецставки, которые до этого предоставлялись фирмам, не создают для них равных условий, а лишь ухудшают финансовое положение отрасли. Льготы на общую сумму 56 миллиардов рублей министр считает непозволительной щедростью, и он уже обратился в правительство с просьбой вернуть в бюджет МПС 4-5 миллиардов рублей. По его мнению, равные условия на рынке должен обеспечить новый Прейскурант 10-01, который будет введён в действие уже в этом году. Он разрабатывается с учётом требований государства, интересов отрасли и жизненных реалий.
     Проблем, как и взаимных претензий, много. К примеру, вполне резонный вопрос был задан представителем МПС: сегодня в собственности операторов находится 60 процентов парка цистерн, почему же они выполняют только четверть объёма работы? Правомерен и вопрос другой стороны - об информационном обеспечении, которое не удовлетворяет партнёров ни по цене, ни по качеству. Но всё это решаемо.
     - Вы представляете бизнес, мы - государство, -сказал Геннадий Фадеев,- и если мы объединим усилия на взаимовыгодной основе, всё у нас получится.
     А начальник ЦФТО МПС Салман Бабаев добавил:
     - Мы подыгрывать на рынке никому не будем...
     Хорошо, если это станет правилом новых взаимоотношений с партнёрами. Те ведь именно этого и добиваются - равных условий и открытой, ясной для всех политики.

Тамара АНДРЕЕВА

Версия для печати
screenRenderTime=1