СМИ об РЖД

Пролетая над турникетом

Как остановить прыгучих "зайцев"

Cистема турникетов на вокзалах и железнодорожных станциях, существует почти два года. Кажется, что технология продумана до мелочей: ни один "заяц" не пробежит теперь без билета со штрих-кодом или транспортной карты. А если и пробежит, то всё равно будет пойман либо ревизором в поезде, либо контролёром на выходе.
     Идея внедрения турникетов зародилась в 1996 году, когда обнаружилось, что вместо предполагаемой одной трети пассажиров на самом деле безбилетниками являлись две трети. Но только почти через три года на столичных вокзалах и крупных станциях в черте города были установлены турникеты системы "LC", пропускающие по билетам со штрих-кодом или по пластиковой карте. Причём их эффективность достаточно высокая. Как сказал начальник Ленинградского вокзала Борис Рябов, установленное оборудование окупается за 2 -3 месяца на крупных вокзалах, за год-два на линейных станциях.
     Благодаря введённой технологии доход от продажи билетов увеличился вдвое. "Зайцев", по статистике, в настоящее время осталось всего-навсего процентов 10 плюс 3 процента пассажиров ездят по поддельным билетам.
     Однако жизнь вносит свои коррективы, и никому не известно, сколько "зайцев" остаётся за бортом статистики. Поэтому я и решила посмотреть на Ленинградском вокзале столицы, удаётся ли пассажирам проскользнуть без билета. (...)
     "Зайцы" прыгали через турникеты в таких количествах и с такой частотой, что оторопь брала. Представляете, в течение двух минут через турникеты перепрыгнули 20 человек.
     Кто эти люди? В основном, конечно, мужчины самых разных возрастов и комплекций, но было также несколько солидных женщин, одна даже в длинной норковой шубе. Но всех затмили десять ловко прыгающих друг за другом суворовцев в длиннополых шинелях и с огромными сумками. Не обошлось и без курьёзов. Надо заметить, что эти турникеты были только входные, но тем не менее "зайцы", не стесняясь, прыгали в обоих направлениях.
     Впечатление такое, что, кроме нехватки денег на билет (это, конечно, основная причина "заячьей болезни"), ещё и некий элемент азарта толкает людей на подобные прыжки.
     Если взглянуть на устройство турникетов с вертящейся треногой (преграждающей штангой) глазами "зайца", оно хорошо со всех точек зрения. Высокие без труда перешагивают через них. Люди среднего роста разбегаются, опираются обеими руками о стояки и перепрыгивают.
     Что же касается людей маленького роста, то сел на корточки и запросто пролез снизу. Кто-то умудряется даже протиснуться между турникетом и треногой.
     Поэтому сейчас в основном устанавливаются турникеты с двумя металлическими штангами на уровне пояса в начале турникета и в конце. Они всё время открыты и захлопываются только тогда, когда пассажиры проходят без билета. Кроме того, не цепляют одежду, легко пропускают тележки.
     Словом, работа над усовершенствованием турникетов продолжается.

Александра АФАНАСЬЕВА

Версия для печати
screenRenderTime=0