СМИ об РЖД

Единая политика разных ведомств усилит транспортный комплекс страны

В последнее время много говорят о коренном пересмотре концепции развития национальной транспортной системы с учетом ее интеграции в мировую. Россия действительно находится на перекрестке торговых путей из Европы в Азию, однако повышению конкурентоспособности нашего транспорта мешают техническое отставание и недостаток инвестиций в развитие отрасли. Об этих проблемах говорили практически все участники состоявшегося в минувшую среду заседания коллегии Министерства транспорта, на которой были подведены итоги работы транспортно-дорожного комплекса в прошлом году и рассмотрены перспективы на год нынешний.
     Наряду с определенными успехами в перевозках грузов и пассажиров по земле, воде и воздуху указывалось, что достигнутый рост обнажил ряд узких мест и диспропорций, особенно на морском и автомобильном транспорте. И среди основных - отсутствие государственного протекционизма в вопросах таможенной политики и налогообложения отечественных транспортных организаций, прорехи в сфере правового регулирования их деятельности. Достаточно сказать, что на сегодняшний день фактически отсутствует законодательная база финансирования автомобильных дорог.
     Наиболее важные направления государственной транспортной политики нашли отражение в федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России", которую правительство утвердило 5 декабря минувшего года. (...)
     Пожалуй, впервые за последнее десятилетие во многих выступлениях звучало убеждение, что к развитию транспортной инфраструктуры страны необходим системный подход, основанный на реализации концепции транспортных коридоров. Причём не только международных, но и национальных. Об этих приоритетах говорили заместитель председателя правительства Виктор Христенко, президент Республики Северная Осетия - Алания Александр Дзасохов, губернатор Астраханской области Анатолий Гужвин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Виктор Крохмаль и другие.
     С особым интересом было встречено выступление министра путей сообщения Геннадия Фадеева. По его мнению, транспортная система страны наряду с армией и энергетикой должна быть одним из трех государственных приоритетов. Соответственно, государственной должна стать и политика в отношении транспортных коридоров. (...)
     Всем известно, что добрую половину бюджета стран Балтии даёт транзит. А наш Транссиб, являющийся естественным мостом между Европой и Азией, не работает. Почему? Да потому что никаких конкретных шагов для его загрузки не предпринимается. Портовые сборы в Восточном (Находка) составляют 160 долларов, тогда как в Шанхае, Пусане и других портах Юго-Восточной Азии - не более 70. Неудивительно, что за месяц здесь появляется всего одно японское судно. (...)
     Геннадий Фадеев призвал совместными усилиями заинтересованных ведомств и правительства создать эффективный институт операторов, которые имели бы не только железнодорожный подвижной состав, но и терминалы, информационную систему, фидерный флот и т.п. В ближайшее время можно будет решить и проблему сквозных тарифных ставок. Только тогда увеличение загрузки главной транспортной артерии страны станет реальностью.
     Соизмеримый с Транссибом приоритет - коридор Северного морского пути. И здесь тоже пора определиться со стратегической перспективой. Еще два года назад Президент Владимир Путин поставил задачу ускорить развитие этого коридора, в том числе за счет обновления ледокольного флота. Севморпуть должен стать главной коммуникацией, которая обеспечит освоение ресурсов Ямала, Таймыра и Тимано-Печерского региона. Наряду с традиционным экспортом грузов в западном направлении вполне реальна перспектива гранспортировки углеводородов на восток - в порты США.
     Важнейшее значение для экономического роста страны имеют развитие коридора "Север - Юг", завершение строительства трансконтиненальной автомагистрали Москвa - Владивосток, модернизация автодорожной сети в полосе панъевропейского транспортного коридора № 9. А создание системы сообщений на Балтике через порт Калининград из чисто транспортного вопроса переросло в базовый фактор устойчивого развития самого западного региона России.
     Все это лишь подтверждает не раз прозвучавшую на коллегии мысль, что модернизация такой системообразующей отрасли, как транспорт, должна быть предсказуемой и тесно согласованной с развитием экономики страны. Проблемы же на всех видах транспорта одни и те же: недостаток инвестиций для обновления основных фондов, и прежде всего подвижного состава. Наиболее критическое положение сложилось на морском, воздушном и железнодорожном транспорте. (?)

Николай ДАВЫДОВ

Версия для печати
screenRenderTime=2