СМИ об РЖД

Единый стандарт обслуживания пассажиров

Основными задачами железных дорог Нидерландов (NS) в пассажирских перевозках являются улучшение обслуживания и развитие провозной способности для освоения прироста перевозок наряду с повышением точности соблюдения расписания движения поездов. Необходимо создать условия для освоения прироста перевозок в размере 23 % в течение 5 лет. Одним из путей решения указанных задач является создание ориентированного на потребителей корпоративного климата на всех уровнях компании.
     В 1998 г. начато выполнение программы Destination: Customer, нацеленной на разработку четкого и понятного расписания, предлагающего надежные, предсказуемые и частые сообщения, что требует реализации режима интенсивной эксплуатации. В настоящее время выполняется второй этап программы, концентрирующий внимание на общем времени поездки "от двери до двери". Это предполагает тесную кооперацию с другими видами транспорта. Разработка общей концепции поездки означает переход на более высокий уровень обслуживания.
     Предоставление необходимой пассажирам информации на дом или в офис - ключевой элемент программы. По телефону или сети Интернет можно получить полную информацию по общественному транспорту. Доступный в реальном времени или на компакт-диске с произвольной выборкой программный продукт Planner Plus предоставляет информацию о поездках между любыми двумя адресами, станциями или почтовыми кодами в Нидерландах. Наряду с расписаниями движения автобусов или трамвая Planner Plus предоставляет схемы пеших или велосипедных маршрутов в пунктах отправления и назначения.
     Второй аспект относится к станциям и пересадкам. Станции находятся в ведении NS, многие из них перестроены с целью сокращения потерь времени на пересадки. Стандартные киоски и другие торговые точки организуют пассажирские потоки, обеспечивают предсказуемый объем сервиса.
     Предусматривается расширение велосипедных стоянок: около 40 % пассажиров добираются на станции, пользуясь этим видом транспорта, против 30 %, предпочитающих автобусы, и 30 % -другие виды. NS и правительство инвестируют 200 млн. евро на создание удобств для владельцев велосипедов, включая установку охранных устройств (блокираторов). Ведется разработка схем интеграции автобусного и железнодорожного транспорта. Прообразы транспортных комплексов, в которых автобусные станции объединены с железнодорожными, находятся в Лейдене и Хертогенбосе.
     Развитие средств оплаты проезда идет по пути внедрения билетных автоматов третьего поколения, на которые приходится 70 % продаж. В ноябре-декабре 2001 г. реализована крупная программа по переоборудованию 600 машин для приема банкнот и монет евро.
     Финансовая независимость
     Текущее финансовое состояние NS определяется результатами реструктуризации 1995 г. После разделения NS получали эксплуатационные субсидии в уменьшающемся размере до 1999 г., но уже в 2000 г. выплатили первые дивиденды государству и начали вносить плату за пользование инфраструктурой, которая в 2005 г. возрастет до 90 млн. гульд.
     Новая бизнес-ориентированная структура NS способствовала развитию предпринимательского начала, позволила концентрировать внимание на основных видах деятельности и отказаться от остальных. Именно поэтому грузовая компания NS Cargo была продана и вошла в состав консорциума Railion.
     В 2000 г. сеть железнодорожной дальней связи Telfort была продана партнеру по совместному предприятию British Telecom, и вырученные 3 млрд. гульд. инвестированы в развитие основных видов деятельности. Около 500 млн. гульд. пошло на реконструкцию станций, в том числе на удлинение платформ, и внедрение систем оплаты проезда с помощью смарт-карт. В том же году консалтинговая компания Holland Railconsult и научно-исследовательская организация NSTO были проданы компании AEA Technology Rail.
     С правительством согласован вопрос о статусе 33 линий с малыми объемами перевозок. Они признаны не входящими в основную сеть, и ответственность за их обслуживание будет передана региональным властям, которые должны выбрать на конкурсной основе компанию-оператора по отдельным линиям или в интегрированном пакете с местными автобусными сообщениями. Семь таких линий выставлены на конкурс, эксплуатацию 26 остальных пока обеспечивают NS в рамках фиксированного контракта.
     Одним из новых операторов является компания Syntus, которая в рамках франшизы на автобусные и железнодорожные сообщения приняла на себя обслуживание 25 городов и небольших населенных пунктов на востоке страны, включая короткие линии из Винтерсвейка в Зютфен и Арнем с 12 станциями и остановочными пунктами. Парк из 75 автобусов и 23 дизель-вагонов компании перевозит 12 млн. пассажиров в год. Компания обслуживает также ветку Алмело - Мариенберг в рамках региональной франшизы Connexxion. Syntus располагает штатом из 80 разносторонне подготовленных сотрудников, которые обслуживают как автобусные, так и железнодорожные сообщения. В отличие от других региональных операторов компания добилась роста на 29 % перевозок в железнодорожных сообщениях и на 11 % в автобусных в значительной степени благодаря согласованным тактовым расписаниям с получасовыми межпоездными интервалами и единым билетам.
     Опыт на международном рынке
     NS, учитывая возможности либерализации европейского рынка, рассматривают перспективы капитализации имеющегося опыта и профессионального потенциала. Компания продолжает проявлять интерес к британскому рынку перевозок, несмотря на неуспех участия в конкурсе на франшизы South West Trains и Thameslink в 2000 г., обусловленный, по оценке NS, отсутствием достаточно прозрачной конкурсной процедуры.
     Другой сферой интересов является Восточная Европа. Дочерняя консалтинговая компания Railplan консультирует некоторые страны - кандидаты на вступление в ЕС по вопросам реструктуризации железных дорог в соответствии с действующими директивами.
     Наиболее продвинутой в этом отношении представляется Польша, где подготовлена законодательная база и идет процесс реформирования. Выполненные исследования показывают, что имеется база для развития региональных сетей. Необходимы ограниченные инвестиции, которые могут быть обеспечены через франшизы или проекты с привлечением к финансированию частных источников наряду с государственными.
     Проведенные в Германии исследования направлены на изучение динамики рынка. При том, что железные дороги Германии (DBAG) доминируют в секторе междугородных перевозок, они отказываются от обслуживания многих региональных сообщений. Это предоставляет определенные возможности для третьих компаний, особенно в плане параллельного развития или расширения сетей пригородных и городских железных дорог.
     В 2001 г. совместное предприятие NS и KLM (компании воздушного транспорта Нидерландов) получило право на обслуживание внутренних и международных перевозок на перспективной линии из Амстердама к бельгийской границе (HSL-Zuid). Предприятие получило концессию в процессе открытого публичного конкурса. Доля внутренних сообщений на этой линии оценивается в 60 %. Концессия сроком на 15 лет дает NS и KLM эксклюзивное право на ведение переговоров с Национальными обществами железных дорог Бельгии (SNCB) и Франции (SNCF) по международным высокоскоростным сообщениям с Парижем и Брюсселем. Поскольку NS, SNCB и SNCF уже являются в этом коридоре партнерами по международному консорциуму Thalys, присоединение KLM представляется весьма вероятным и полезным, поскольку бренд Thalys хорошо известен в Нидерландах. Соответствующий бренд для внутренних высокоскоростных сообщений предстоит разработать.
     Подвижной состав для HSL-Zuid предполагали заказать в середине 2002 г. с поставками к началу эксплуатации линии, запланированному на октябрь 2006 г. Поезда Thalys имеют конструкционную скорость 300 км/ч, для обслуживания внутренних сообщений потребуются двухсистемные электропоезда из двухэтажных вагонов, рассчитанные на максимальную скорость 220 км/ч. Необходимы также трехсистемные электропоезда для сообщений с бельгийскими городами Антверпен и Брюссель.
     NS кооперируются с DBAG в обслуживании международных сообщений Амстердама с городами Германии. В декабре 2002 г. с открытием новой линии между Кёльном и Франкфуртом-на-Майне планируется продлить до Франкфурта маршруты поездов ICE, следующих с интервалом 2 ч. Дальнейшие планы связаны с завершением укладки третьего и четвертого путей на линии Амстердам - Утрехт и повышением максимальной скорости до 200 км/ч.
     Railway Gazette Internafional, 2002, № 1, стр. 44 - 45.
Версия для печати
screenRenderTime=1