СМИ об РЖД

Соизмерять доходы и расходы

Селекторное совещание в МПС, состоявшееся в канун Дня Победы, началось необычно. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев вручил высшую отраслевую награду - знак "Почетному железнодорожнику" - известному полярнику, доктору географических наук Артуру Николаевичу Чилингарову, которой он был удостоен еще в ... 1995 году. Так было отмечено его участие в принятии главного отраслевого правового документа - Закона о железнодорожном транспорте. Но по разным причинам вручить награду никак не удавалось. И вот спустя почти семь лет вице-спикер Государственной Думы А.Чилингаров получил ее из рук министра путей сообщения.
     - Я знал, что Геннадий Матвеевич вернется на свою прежнюю должность, - сказал награжденный. - Обязуюсь сделать все от меня зависящее, чтобы тот пакет новых законопроектов, который недавно передан Правительством в Госдуму, целиком соответствовал интересам отрасли и государства.
     Конечно, в этот день прозвучало много теплых слов в адрес ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, министр поблагодарил их за великий подвиг в военные годы и неоценимый вклад в воспитание послевоенного поколения. Мы будем делать все от нас зависящее, сказал он, для дальнейшего развития и укрепления железнодорожного транспорта, улучшения условий жизни всех его тружеников, в том числе и ветеранов.
     А чтобы достойно жить, надо наращивать темпы работы, более рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы и, конечно, обеспечивать безопасность движения поездов. Вот с этих краеугольных для каждого железнодорожника вопросов и начал министр подведение итогов эксплуатационной работы и финансово-экономической деятельности отрасли за апрель и четыре месяца нынешнего года, а также определение стратегических задач для успешного выполнения заданий мая.
     В целом по сети дорог за четыре месяца этого года прирост погрузки к аналогичному периоду 2001-го составил 2,2 процента. На 4,3 процента увеличились объемы пригородных пере возок. И даже в дальнем пассажирском сообщении в апреле по сравнению с мартом этого года перевозки выросли на 8,5 процента. Казалось бы, результаты обнадеживают, есть предпосылки, чтобы наращивать темпы работы.
     Однако, как отметил министр, на ряде ведущих магистралей объемы перевозок остаются неустойчивыми, а уровень доходов пока явно недостаточный. Именно росту выручки, повышению производительности труда необходимо уделять сейчас первостепенное внимание. Ежесуточная погрузка должна быть на уровне трех миллионов тонн. И самые большие надежды возлагаются на коллектив Западно-Сибирской магистрали.
     - Сегодня у вас находится около 21 тысячи вагонов, - сказал Геннадий Матвеевич. - Вы всегда были и остаетесь барометром сети, на вас работают все дороги. Принимайте меры, чтобы повысить погрузку! В этом спасение.
     Решить эту задачу поможет, конечно же, ускорение оборота вагонов, повышение участковой скорости и среднего веса поезда. А кроме того, нужно, чтобы вагоны не застревали на подходах к портам, для чего надо крепить взаимодействие и взаимную ответственность с портовиками. И в целом совершенствовать технологию управления перевозочным процессом.
     Особое внимание было уделено росту производительности труда. Тут должен действовать главный принцип - только при ее росте на 10 процентов возможно 50-процентное повышение зарплаты! Однако ни на одной дороге этот рубеж не достигнут, а зарплата растет. Сейчас темп роста производительности в среднем по сети составляет 6,5 процента, а зарплата в апреле уже подскочила на 40 процентов. Почему? Не в последнюю очередь потому, что численность персонала даже больше, чем в декабре прошлого года. "А что же будет к декабрю?!" - резонно заметил министр.
     Важные задачи стоят перед работниками пассажирских служб в связи с наступлением периода летних пассажирских перевозок. Предстоит ввести в обращение 129 летних поездов и 54 состава из резерва. И позаботиться надо не только об их техническом состоянии, но и укомплектовать кадрами проводников. Пока еще довольно далеки от решения этих задач на Куйбышевской, Калининградской, Западно-Сибирской и Дальневосточной магистралях.
     - Вам на местах виднее, что и как надо делать, но главное, чтобы не создать для населения дополнительных проблем, - сказал министр.
     Основным и незыблемым принципом отрасли остается - жить без долгов. Все железные дороги, каждое предприятие должны в срок и в полном объеме выполнять налоговые обязательства перед государством, а также местными и региональными властями. Необходимо наращивать усилия с целью снижения задолженности за потребляемую электроэнергию. Хорошо действуют в этом направлении на Западно-Сибирской, Свердловской и Северо-Кавказской дорогах.
     По-прежнему напряженной остается ситуация с безопасностью движения. В апреле произошли крушения на Московской и Западно-Сибирской магистралях, а также шесть сходов подвижного состава. Специальные комиссии министерства то и дело обнаруживают неисправности как в путевом хозяйстве, так и в прошедшем только что ремонт подвижном составе. А средств на приведение в порядок того и другого выделяется немало - до 4 миллиардов рублей в год. Эффект же оказывается скорее отрицательным.
     Немало внимания на селекторном совещании было уделено также вопросам реформирования отрасли, обновлению основных фондов, рациональному использованию капиталовложений и другим.
     Министр сообщил, что по итогам соревнования в первом квартале победителями признаны Горьковская, Юго-Восточная и Южно-Уральская железные дороги.

Николай ДАВЫДОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1