СМИ об РЖД

14.05.2002ЭКОНОМИКА РОССИИ XXI ВЕК

МПС на государственных рельсах

161 млрд. руб. рассчитывало получить в 2002 году МПС, но в Правительстве эти цифры сочли неоправданно завышенными. В итоге инвестиционная программа МПС утверждена в размере 114,7 млрд. руб., оставаясь практически на уровне прошлого года - 112 млрд. руб.
     Согласно инвестиционной программе, 9 млрд. руб. МПС должно выручить от продажи подвижного состава региональным компаниям-операторам, 2 млрд. руб. выделит Правительство Карелии для электрификации республики, 4 млрд. руб. должно быть вложено инвесторами в информационную систему управления грузопотоками "Транстелеком".
     94 млрд. руб. из общего объема программы составляют собственные средства МПС. Деньги планировалось выручить от повышения тарифов на 26%. Такой рост тарифов в МПС объясняют тем, что для обновления основных фондов и наращивания объемов грузоперевозок отрасли понадобится 135 млрд. рублей. Правительство же дало добро на повышение железнодорожных тарифов лишь на 16%. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил, что такое решение не только не позволит МПС увеличить доходы, но и приведет к дисбалансу доходов и расходов в 60 млрд. руб.
     Сокращение государственной инвестиционной программы привело к исключению из нее таких проектов, как строительство моста на Сахалин, продление ширококолейной дороги до Богумина, строительство подъездных путей к Эльгинскому угольному, Чинейскому рудному месторождениям и Бурейской ГЭС.
     Это решение МПС всерьез обеспокоило местных губернаторов. Главы администраций Амурской и Сахалинской областей, а также Хабаровского края обратились к М. Касьянову с просьбой предпринять все меры для возобновления строительства.
     Обеспокоенность местных властей понятна. Так, на Эльгинском угольном месторождении в Иркутской области сегодня проложено уже 60 км железной дороги и 120 км притрассовой автодороги, переработано 15 млн. кубометров грунта, возведено более 30 мостов. Создана производственная база, закуплена строительная техника. В случае остановки строительства рабочие места потеряют 7000 человек. Но Г. Фадеев считает, что финансирование таких непрофильных объектов непосредственно из фондов МПС является неправильным.
     Аналогичная ситуация складывается и со строительством моста с материка на остров Сахалин. Так, по словам главы Сахалинской области Игоря Фархутдинова, МПС вполне могло бы взять на себя выделение на подготовительные работы к его строительству 4 млрд. руб., как планировалось ранее. Однако Г. Фадеев настаивает, что у МПС нет средств даже на разработку ТЭО проекта, не говоря о его реализации. Эти деньги, по мнению министра, должен выделить федеральный бюджет.
     Итак, железные дороги в России до сих пор остаются на дотации федерального бюджета. Но государственные средства направляются только в инфраструктуру отрасли. Решить проблемы, связанные с обновлением подвижного состава и других технических средств, МПС должно самостоятельно и к тому же безотлагательно: износ основных фондов уже превысил 50%. Поскольку при вложении средств в обновление подвижного состава, а также в развитие вагоноремонтных заводов и привокзальных хозяйств допускается привлечение средств коммерческих структур, то в отрасли должна быть произведена реорганизация с целью создания частных предприятий. Таким образом, решение проблемы по привлечению инвестиций напрямую зависит от хода реформы, железнодорожного транспорта.
     
     Связисты объединятся
     
     Если в прошлом году Министерство РФ по связи и информатизации занималось реорганизацией холдинга "Связьинвест" и разработкой концепции развития отрасли, то теперь, вслед за МПС и РАО "ЕЭС России", реформы ожидают всю отрасль.
     Прежде всего, реформирование коснется почтовой сети России, которая состоит из 40 тыс. отделений. Управление этой сетью организовано по географическому принципу и включает в себя 92 юридически самостоятельных госучреждения и ФГУПа. Как полагают в Минсвязи, для развития почтовой службы необходимо преодолеть эту раздробленность. "Вследствие недобросовестной внутренней конкуренции, неплатежей по взаиморасчетам, вывода рентабельных видов деятельности в "серое" финансирование или в фирмы-спутники организации федеральной почтовой связи ежегодно недополучают доходы и несут необоснованные расходы на сумму около 3 млрд. руб.", - заявил замминистра связи Александр Киселев. Это примерно в 40 раз превышает годовую дотацию из федерального бюджета, выделяемую почте. По оценке А. Киселева, в случае централизации управления ежегодные собственные инвестиции в развитие связи могут вырасти до 115 млн. долл. Сейчас эти инвестиции не превышают 10-12 млн. долл. в год.
     Согласно принятой концепции развития, до 2010 года в отрасль необходимо привлечь инвестиции в размере около 33 млрд. долл. По словам министра по связи и информатизации Леонида Реймана, это будут средства или самих компаний, или инвесторов. Никаких бюджетных средств привлекать не планируется.
     Собственные средства могут быть получены, во-первых, от повышения тарифов на услуги местной телефонной связи.
     Рост тарифов уже согласован с Министерством РФ по антимонопольной политике (МАП), поскольку фиксированная связь относится к разряду естественных монополий, тарифы на ее услуги регулирует именно МАП. Тарифы предполагается увеличивать поэтапно и не более чем на 15% единоразово.
     Второй источник средств - инвестиции, в том числе иностранные. Здесь Минсвязи рассчитывает, главным образом, на продажу акций "Связьинвеста", стоимость которых по завершению реструктуризации значительно возрастет. При этом Минсвязи не собирается вводить для зарубежных инвесторов никаких ограничений на приобретение акций российских телекоммуникационных компаний. Ограничения будут касаться только участия иностранных инвесторов в управлении операторами связи. "Мы действительно будем поддерживать национальных инвесторов, но теми способами, которые действуют во всем мире и которые проповедует ВТО. Никто ни у кого не собирается ничего отбирать", -говорит Л. Рейман. Хотя для стимулирования отечественных инвесторов будут созданы наиболее благоприятные экономические условия.
     В прошлом году общий объем инвестиций в отрасль превысил 61 млрд. руб. Из этой суммы внутренние инвестиции составили 37,5 млрд. руб., обеспечив 50-процентный прирост по сравнению с 2000 годом. И лишь около 501 млн. долл. (1,5 млрд. руб. или 3,5% от всех иностранных вложений в экономику России) пришлось на иностранные инвестиции. Крупнейшими странами-инвесторами для России остаются Люксембург (20,2%), США (20%) и Норвегия (14,8%).
     В этом году предприятия связной отрасли ожидают, что приток инвестиций может возрасти до 3 млрд. долл., т. е. в сравнении с 2001 годом на 36,4%. Хотя аналитики осторожно высказывают мнение, что привлечь такой объем инвестиций в российские телекоммуникации невозможно. Между тем, западные аналитики отмечают, что за последние полгода инвестиционный климат в России стал более благоприятным. Согласно опубликованным в феврале материалам консалтинговой фирмы А. Т. Кеагnеу, инвестиционная привлекательность России за полгода повысилась. Россия поднялась с 49-й позиции в общем списке стран на 32-ю. По оценке экспертов, улучшение происходит практически по всем направлениям, оказывающим влияние на формирование инвестиционного климата в стране. И не последнюю роль здесь играет попытка Правительства привлечь инвестиции в реальный сектор в ходе реструктуризации естественных монополий.

Сергей ЛАЗАРЕВ

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=2