СМИ об РЖД

Вокруг был город заложен

100 лет назад Савеловский вокзал дал жизнь новому столичному району

"Новое здание вокзала и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, - писал ровно 100 пет назад "Московский листок", - отходивший первый почтовый поезд провожала толпа, запрудившая все платформы". С тех самых пор Савеловский вокзал стал неотъемлемой частью Москвы и его транспортной системы.
     Между тем не многие знают, что несколькими годами ранее окрестности Бутырской заставы были захолустным загородом. Здесь жили мастеровые и извозчики. Рощи, лужайки, тропинки, пруды, обвешанные ивами. Горожане, как в деревню, приезжали сюда отдохнуть на природе. И не будь "Савелия", оставаться Бутыркам московской окраиной еще не один год.
     Все началось с того, что в 1897 году Московско-Ярославско-Архангепьская железная дорога приступила к прокладке небольшой, но перспективной линии от Москвы до села Савелово "при реке Волге против Кимр". И стоило появиться слухам о том, что вокзал этой ветки будет построен на пустыре у Бутырской заставы, как жизнь этой "глубинки" круто переменилась. Земля а округе моментально взлетела а цене. Там, где сегодня начинается Бутырская улица, была построена водонапорная башня высотой 25 метров. Ведущие домовладельцы возвели 30 новых домов в расчете на дополнительные барыши.
     Московская городская Дума, давая согласие на строительство, выдвинула ряд условий, с которыми руководству железной дороги пришлось согласиться. К примеру, "для облегчения пассажирского легкового движения" железнодорожникам было предложено устроить два путепровода "для экипажного движения", чтобы мостовые и рельсы расположились на разных уровнях. Железная дорога исполнила все в точности, и в результате площадь перед вокзалом стала почти такой же, как сегодня.
     К марту 1902 года здание вокзала было готово. Он был одноэтажным - лишь по центру этажа было два, и в небольших помещениях наверху располагались служебные квартиры железнодорожников. В конце 80-х годов теперь уже прошлого века "Савелий" был закрыт на реконструкцию, а когда а 1992 году открылся - зажил новой жизнью. Он вырос на 4 этажа, выглядит солидно и способен пропускать через свои залы тысячи пассажиров.
     - Сейчас через вокзал проходит до 20 тысяч человек в сутки. Это в 2 раза больше, чем раньше, - рассказал нынешний начальник Савеловского вокзала Николай Погорельцев. - А в летние месяцы эту цифру можно удваивать. Мы постоянно отслеживаем изменения пассажиропотоков и вносим коррективы в расписание. Недавно до Дубны пустили электричку-экспресс. Организуем "грибные" маршруты, электрички для участников "Лыжни России". Но главное для нас - те, кто ездит ежедневно на работу и с работы. Хотим вернуть несколько рейсов дальнего следования, которые у нас были раньше, организовать сервис-центр, автостоянку на привокзальной площади. Так что планов хватит и на следующие 100 лет.

Валерий ФРОЛОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1