СМИ об РЖД

Младшенький в семье - самый любимый

Шумное Дмитровское шоссе, гудящий поток автомобилей, московское небо "подпирает" "Савеловский", нет не торговый центр, а старожил-перевозчик - железнодорожный вокзал. Вот уже сотую весну "Савелий" встречает и провожает составы, электрички, поезда... А на перроне толпятся люди: кто-то ждет родных с радостным нетерпением, а кто-то с тяжелым сердцем, кто-то уезжает из Москвы надолго, навсегда, нервно считая минуты до отправления. Люди всегда оставляют здесь частичку себя, и невольно вокзал является свидетелем чужих радостей и печалей, чужих судеб. А у "Савеловского" вокзала есть своя удивительная и непростая история.
     Он в семье московских вокзалов - девятый и последний. В 1902 г. по настоянию председателя правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, "Ярославки", Саввы Мамонтова на московской окраине, у Бутырской заставы, решено было построить скромное одноэтажное здание вокзала, не ровня отстроенным в те годы московским пассажам. Железнодорожная линия здесь была проложена до села Савелово, что 130 км от Москвы, отсюда и название "Савеловский" - тот, что на "Савелопском векторе". Долгожданное освящение и открытие Савеловского (вокзал по тем меркам считался долгостроем) состоялись в ясный весенний день 10 марта 1902 г. А с 12 марта на карте столицы появилась последняя железнодорожная пристань и у нее началась хлопотливая будничная работа.
     Шли годы - возрастало и значение Савеловской магистрали, и 20-е проложили железнодорожное полотно до Кашина, Дмитрова, Калязина и других городов северного направления. Укрупнялся и Савеловский вокзал.
     За годы советского периода он стойко пережил коллективизацию, индустриализацию, воину. Вместе с советскими людьми встречал репрессии и "оттепели". Были у вокзала и черные дни. В 1928 году активно обсуждалась идея закрытия вокзала и его перенесения. Но вскоре о "прожекте" благополучно позабыли. А "звездный" час для Савеловского вокзала настал, когда резко возросли пассажиропотоки и главные московские вокзалы начали задыхаться от перегрузки. Но непомерные нагрузки не могли не сказаться на состоянии самого "Савеловского": вокзал ветшал, старел...
     И по решению специальной комиссии "Мосжелдорпроекта" Савеловский вокзал к середине 80-х гг. прошлого пека никакому ремонту уже не подлежал. Вновь встал вопрос о его закрытии. Право на жизнь "Савелия" отстояли сами железнодорожники. И в конце 80-х технико-экономический совет Московской дороги постановил начать реконструкцию здания, которая затянулась на 5 лет. За все эти годы движение поездов не останавливалось ни на день. Новый, преображенный, четырехэтажный, он открылся в 92-м году.

Игорь САВЕЛЬЕВ

Версия для печати
screenRenderTime=1