СМИ об РЖД

"Ермак" командует вокзалом

Вокзал в Екатеринбурге возвели заново на том же месте. От прежнего, построенного по проекту известного уральского архитектора Константина Бабыкина в 1911 году и позднее не раз надстраиваемого, остались одни внешние стены. Всё остальное пришлось менять. И не просто менять, а приводить к единому знаменателю, ведь в 1927 и 1938 годах, когда пристраивали боковые крылья вокзала, появились лепные украшения с советской символикой, а в 1962-м, когда боролись с излишествами "сталинского постклассицизма", украшений практически не делали. Поэтому строителям и художникам пришлось очеловечивать всю эту казёнщину, приводить оформление вокзала к единому выразительному стилевому решению. (...)
     Залы ожидания напоминают теперь не ночлежки бомжей и калек, а концертные или выставочные комплексы. Например, залы на втором этаже украшены картинами уральских художников, посвящёнными истории освоения Каменного Пояса от Ермака до наших дней. Реставрацией и монументально-декоративным оформлением вокзала занимался Екатеринбургский художественный фонд.
     Но помимо новых замечательных интерьеров Екатеринбургский вокзал отличается от прочих ещё и тем, что обладает... интеллектом. Пусть для некоторых это прозвучит неожиданно, однако мировая практика строительства общественных зданий знакома с этим понятием давно. Что такое принцип интеллектуального здания? Это активно развивающаяся в мире теория и практика построения объектов и управления ими на основе информационных технологий.
     Итак, в чём состоит "интеллект" вокзала? Основа его, фундамент, если хотите, - интегрированная кабельная система. Она была заложена ещё при проектировании, а затем строительстве здания и рассчитана на то, чтобы в течение всей его эксплуатации не только исправно служить, но и развиваться.
     - Сегодня на Екатеринбургском вокзале смонтированы системы безопасности, управления инженерным оборудованием, информационно-справочная и система связи, - объясняет суть дела президент ведущей здесь работы фирмы "Информсвязь" доктор технических наук Марк Куперман. - Однако, если через несколько лет вам понадобится, допустим, задействовать новые системы, например турникеты, датчики для обнаружения отравляющих веществ или иные, о которых мы пока не знаем, уже не потребуется проводить трудоёмкие работы: долбить асфальт, тянуть кабели, создавать новые локальные сети. Всё может подключаться через существующую систему.
     Причём в созданной в Екатеринбурге комплексной системе информатизации, автоматизированного управления и связи "Ермак" все составляющие работают взаимосвязанно. Например, при возникновении пожара (не дай бог, конечно!) срабатывает подсистема пожарной сигнализации, выдаются команды в систему управления инженерным оборудованием, которая включает вентиляцию на повышенную мощность для удаления дыма или, если в помещении есть люди, наоборот, выключается, чтобы не раздувать огонь. Включается также дежурное освещение, подсистема контроля доступа открывает двери для того, чтобы люди могли покинуть здание. Лифты принудительно опускаются на первый этаж и открывают двери. А подсистема оповещения подсказывает пассажирам, куда нужно пройти из аварийного здания.
     Информация от всех систем поступает на рабочие места: дежурного по вокзалу, начальника и его заместителя, в линейное отделение милиции. Со своего рабочего места диспетчер, например, контролирует практически всё, что происходит на вокзале. На его столе установлены мониторы видеонаблюдения, жизнеобеспечения, безопасности и информационно-справочной системы.
     Особое место в системе "Ермак" уделено использованию энергосберегающих технологий. Диспетчер может управлять вентиляцией и кондиционированием, теплоснабжением, освещением и т.д. Управление осуществляется как в автоматическом, так и в автоматизированном режимах. В первом случае включение энергоёмких ресурсов происходит только при опре делённых условиях: прибытия поезда, наступления тёмного времени суток или понижения температуры в залах ниже заданной.
     При автоматизированном режиме на мнемонической схеме соответствующей системы отображаются все контролируемые параметры управления.
     - По нашим данным, снижение потребляемой энергии может достигать 15-20 процентов, - говорит начальник управления "Информсвязи" Александр Металликов. (...)

Евгений УШЕНИН

Тематика: СвЖД
Версия для печати
screenRenderTime=1