СМИ об РЖД

Государственный интерес должен иметь приоритет над частным

Проблемам увеличения перерабатывающей способности Санкт-Петербургского морского порта было посвящено совместное заседание руководства МПС, Октябрьской дороги и портовой администрации, которое состоялось в понедельник в Управлении дороги. Ознакомление с положением дел на месте и обсуждение путей интенсификации переработки грузов на морских терминалах стало традиционным пунктом визитов высшего транспортного руководства в Петербург. Совместные совещания напоминают консилиум врачей у постели хронического больного: что с ним такого сделать, чтобы он наконец встал на ноги? В нашем случае вопрос заключается в том, какие еще необходимы технические и организационные меры для достижения государственной задачи - доведения объемов переработки в Санкт-Петербургском порту до тех, которые сюда направляются экспортерами.
     В настоящее время примерно сто поездов в сутки в адрес припортовых станций Автово и Новый Порт отстаиваются на Октябрьской в ожидании своей очереди. Но дело здесь не столько в технических проблемах пропуска, подвода и приема грузов вообще, сколько в сложности заданных параметров, соблюдении порядка и последовательности в подаче разных номенклатурных групп грузов. С маршрутными составами все понятно: диспетчеры продвигают их целиком после поступления информации о готовности стивидоров принять. А вот поезда с разнородными грузами, в адрес различных компаний нужно предварительно рассортировать и сформировать в соответствии с получателями. На это, кстати сказать, тратятся дополнительные эксплуатационные средства, время, людские ресурсы, которые не подлежат учету и планированию.
     Причем из-за отсутствия сортировочных возможностей припортовых станций эта работа производится в Шушарах. В Автово вагоны сформированного с учетом адресатов состава нужно будет перетасовать еще раз - уже в зависимости от реальной ситуации на фронтах выгрузки, а их в порту много десятков. А время - деньги. Тогда как грузы стоят, сортируются, формируются и снова стоят в вагонах, в местах погрузки скапливаются другие грузы в ожидании подвижного состава и отправления получателям.
     Замкнутый круг перевозочных циклов как бы предопределяет замкнутый круг связанных с организацией проблем. Разобраться в причинах и следствиях торможения не очень-то просто, а тем более - найти алгоритм регулирования погрузки и продвижения всех грузопотоков в Санкт-Петербургский морской порт, позволяющий максимально эффективно использовать и основные железнодорожные фонды, и технические возможности морских терминалов. Для этого, по общему мнению руководителей штаба отрасли (совещание проводили первые заместители министра путей сообщения В.Морозов и В.Якунин), необходима отдельная самостоятельная межведомственная структура, способная абстрагироваться от частных интересов и работать на интерес государственный. А он заключается в том, чтобы пропускать максимальные объемы экспортных грузов через отечественные порты. Начальник ЦФТО МПС С.Бабаев предупредил представителей порта, что с введением второго этапа унификации грузовых железнодорожных тарифов грузовладельцев при нынешних проблемах может привлечь альтернативный вариант - через порты стран Балтии. В интересах стивидорных и экспедиторских компаний, работающих в Санкт-Петербурге, прежде наступления этого этапа нужно прийти к согласованным решениям по поводу специализации причалов и грузовых районов для увеличения их перерабатывающих способностей. Со стороны Октябрьской, как подчеркнул начальник дороги Г.Комаров, предприняты все возможные меры по наращиванию провозных возможностей узла: развиваются и электрифицируются пути, реконструируется станция Автово. Подходы не являются сегодня узким местом, центр тяжести проблем взаимодействия смежных видов транспорта сместился в сторону порта.
     На совещании подчеркивалось значение информационного взаимодействия между разными управленческими уровнями. Автоматизированные системы созданы, и информации для обработки, анализа и принятия решений достаточно, но почему-то все это пока не дает желаемого эффекта. Но, может быть, как раз не хватает единого управленческого звена с широкими полномочиями принятия решений - логистической структуры...

Г.Андреева

Версия для печати
screenRenderTime=1