СМИ об РЖД

15.05.2002ВРЕМЯ МН

Забытый БАМ

В Думе прошли парламентские слушания "О государственной cтратегии развития горно-металлургического комплекса зоны БАМ и Забайкалья", opганизованные комитетом по промышленности. Магистраль была и остается для экономики края и России не простои железной дорогой, а связующим звеном между при родными богатствами края и перерабатывающими предприятиями, определяющим жизнь большинства населения в данном регионе.
     Однако малозаселенные районы Забайкалья и Дальнего Востока нуждаются в инвестициях, притоке новой рабочей силы, создании инфраструктуры. Развитие Забайкалья как основной резервной базы горно-металлургической отрасли на ближайшие десятилетия жизненно необходимо для будущего России.
     Строительство Байкале Амурской магистрали без упущенной выгоды, по различным данным, составила от 7 до 20 млрд долларов. Сегодня используется всего 1/3 пропускной способности БАМа (семь пар тяжеловесных поездов в сутки вместо 21 пары), а доходы от эксплуатации покрывают менее 50% затрат на содержание дороги. Таким образом, магистраль приносит только прямые убытки и только Министерству путей сообщения более 1 млрд руб в год.
     Дальнейшая эксплуатация магистрали в существующей ситуации экономически нецелесообразна, но ее консервация и демонтаж основных объектов с необходимостью эвакуации около 600 тыс человек потребуют многократно больших затрат.
     Что говорит в пользу развитию Забайкалья? Прежде всего уникальность, богатство и разнообразие природных ресурсов региона, где представлены различные виды топливно- энергетического сырья (нефти и газа, энергетических и коксующих углей), крупнейшие месторождения цветных, редких и драгоценных металлов, огромные лесные массивы ценных пород, пресноводное озеро Байкал, горные реки и красивейшие ландшафты.
     В зоне БАМа и Забайкалья находится 7 месторождений свинцово-цинковых руд, содержащих 79% всех разведанных запасов страны. Горевское (42,6%), Красноярский край, Холоднинское (14,4%), Озерное (10,5%) в Бурятии, Корбалихинское (3%) в Алтайском крае, Ново-Широкинское (1,7 %) в Читинской области, Николаевское (3,5%) и Партизанское (3,5%) в Приморском крае. Разработка и освоение месторождения зоны БАМа мог ли бы обеспечить производство свинца и цинка в концентратах до 70-100 тыс.т и 410 тыс.т соответственно.
     Также нельзя оставить без внимания острую необходимость сохранения и создания новых рабочих мест в регионе с численностью населения более 600 тыс. человек, где открытая безработица превышает 30%.
     В современной ситуации экономическое развитие зоны БАМа возможно лишь на основе негосударственных источников с привлечением иностранного капитала, прежде всего в горнодобывающую и лесную промышленность. Для привлечения капиталовложений требуется создать привлекательный налоговый климат, государственные гарантам стабильности и возврата капиталов для инвесторов. Все это возможно лишь путем принятия соответствующих законодательных решений.
     За истекшее десятилетие 99,7% мировых инвестиций, направленных в минерально-сырьевой комплекс, обошли стороной Россию. Более того, ряд попыток привлечения иностранных инвестиции в такие горнорудные проекты, как месторождение Сухой Лог, Удоканское месторождение меди, дал отрицательный результат. Иностранные компании недобросовестно использовали полученные лицензии в качестве дополнительных активов для биржевых спекуляций либо для искусственного торможения освоения месторождений в целях сохранения для транснациональных корпораций выгодной им конъюнктуры мировых цен на сырье. Такая участь постигла Кодаро-Удоканский рудный район.
     Расположенный на севере Восточного Забайкалья в полосе БАМа шириной около 100 км и протяженностью около 200 км этот район по своему возможному потенциалу сравним с Кольеним и Норильским рудными районами.
     Удоканское месторождение меди, открытое а 1949 году, является одним из крупнейших в мире и крупнейшим в России с разведанными запасами около 20 млн тонн металла. Расположено в 23 км к югу от пос. Новая Чара и станции на БАМе.
     С 1993 по 1998 год лицензия па разработку Удоканского месторождения была выдана совместному предприятию (контрольный пакет акций принадлежал американской фирме "Чита минералз"), которое ввиду перепроизводства меди в мире и снижения ее цены с 2500 долл./тонну до 1500 долл./тонну фактически блокировали разработку месторождения. В итоге потеряно 6 лет и лицензия с трудом отозвана.
     В течение последних двух лет ОАО "Забайкальская горная компания" в составе 6 российских юридических лиц подготовила технике экономическое обоснование, выполнила значительный объем разведочных горных выработок, подготовилась к строительству горно-обогатительного комбината и началу добычи с 2005 года.
     Получение лицензии на добычу затягивается позицией Минэкономразвития РФ и МПР РФ, которые считают необходимым:
     а) проведение открытого аукциона вместо закрытого конкурса (с участием только российских предприятий);
     б) повышение проектной мощности Удоканского ГОКа по меди со 130 тыс. тонн/год до 400 тыс. тонн/год.
     Такая позиция указанных ведомств представляется ошибочной, способной нанести экономический и политический ущерб России. Присутствующие на парламентских слушаниях были возмущены отсутствием представителей Минэкономразвития и Министерства природных ресурсов, приглашения которым были направлены и подтверждения об участии получены.
     Выступающие от Читинской области отметили, что для повышения рентабельности разработки Удоканского месторождения меди необходима реализация не концентрата, как это было предусмотрено в первоначальных вариантах технико-экономического обоснования бывшего "иностранного инвестора", а продуктов более высокой степени переработки, то есть металла и изделий из него.
     Кроме того, признано целесообразным освоение крупных месторождений полезных ископаемых стратегического значения, в том числе Удоканского месторождения меди, предоставлять отечественным предприятиям, предусматривая возможности поэтапной разработки с последующим повышением мощностей.
     В заключение слушаний было отмечено, что освоение природныx pесурсов БАМа и Забайкалья требует не только финансовых средств, но и разработки и реализации четкой государственной стратегии, направленной на обеспечение экономических и. политических интересов России в данном регионе.
Версия для печати
screenRenderTime=2