СМИ об РЖД

Стране необходимы сильные армия, энергетика и транспорт

В его рамках состоялось и еще одно не менее важное событие - Всероссийский форум по проблемам социально-экономического развития малых и средних городов России. В работе форума приняли участие главы 270 малых и средних городов и руководители 300 градообразующих предприятий. Всего же в стране сегодня 929 таких городов. В них проживает большая часть населения России. Как отметил президент Российского союза товаропроизводителей (РСТ) Николай Рыжков, именно эти города попали сегодня в особо тяжелое положение, что ставит под удар проведение социально-экономических реформ. Но большая часть этих городов имеет благоприятные условия для привлечения инвестиций - там более дешевая рабочая сила, низкие цены на недвижимость и землю, есть квалифицированные специалисты, богатое историко-культурное наследие, развиты самобытные ремесла и промыслы.
     И железная дорога остается основным средством сообщения в этих регионах, тем связующим звеном, которое не позволяет распасться великой державе. Именно поэтому глава МПС Геннадий Фадеев решил собрать в зале коллегии министерства участников форума - рассказать, чем живут сегодня железные дороги, выслушать возможные критические высказывания, посоветоваться, что надо и что не надо делать в условиях начинающихся реформ железнодорожного транспорта.
     Министр начал свое выступление с констатации того факта, что рамочное соглашение, подписанное между МПС и губернаторами всех регионов страны еще в 1995 году, успешно действует по сей день и позволяет решать конкретные проблемы.
     - Сегодня мы имеем четкую программу действий как в стратегическом, так и в тактическом плане. Главное в ней то, что мы разрушили сверхцентрализацию во многих вопросах. В том числе в финансовых, в вопросах материально-технического снабжения, в строительстве, в инвестиционной программе. Смысл этих действий в том, чтобы максимально отдать свободу железным дорогам, а средства сосредоточить там, где они зарабатываются. Естественно, все это должно проходить под контролем МПС, - подчеркнул он.
     - Сегодня мы аккуратно платим налоги в бюджеты всех уровней, - сообщил гостям глава отрасли. - За первые три месяца года мы отдали 125 процентов налогов. И не потому, что есть лишние деньги, а для того, чтобы показать: мы нормальные налогоплательщики. Всего в этом году мы намерены внести в бюджет платежи в 96 миллиардов рублей. Налоговую задолженность собираемся погасить за четыре ближайших года. Кроме налогов, у нас огромная кредиторская задолженность, равная на начало этого года 141 миллиарду рублей. Этот долг надо убрать, чтобы не потерять железные дороги. Пока мы поставили задачу сократить его в этом году на 40 миллиардов. Если будут расти доходы, то долг уменьшится еще больше.
     Другая тема, поднятая министром, - реформа.
     Все четыре законопроекта, представленные недавно правительству, сказал он, прошли без единого вопроса. Теперь дело за Думой. Там, видимо, предстоят жаркие дебаты, но руководство отрасли к ним готово. Со своей стороны, в министерстве приняты меры по усилению уровня руководства реформированием отрасли, выстраиванию вертикали управления реформами, которая должна протянуться от штаба на Новой Басманной до каждого конкретного предприятия. Для этого и на дорогах, и на отделениях появятся руководители, ответственные за реформу.
     - Пользуясь тем, что тут находятся руководители регионов, не могу не сказать о том, что наши усилия надо объединять, - подчеркнул министр. - Сегодня мы не пытаемся что-то взять у регионов, но и отдавать нам нечего. Налоги мы платим. Что же касается вокзалов, вопрос другой. Как содержать вокзалы - это действительно наше дело. Но вот что касается их реконструкции и нового строительства - это вопрос, который надо решать совместно: регионам и МПС. Сегодня мы не в состоянии за свой счет строить новые вокзалы.
     - Еще один больной вопрос, как подчеркнул министр, - социальная сфера. Сегодня МПС из 54 миллионов квадратных метров жилья уже передало местным властям 41 миллион. Оставшиеся 13 миллионов квадратных метров тяжелым грузом ложатся на тарифы, на "колесо". Кто заберет их себе? И на какие средства МПС должно сегодня восстанавливать оставшийся жилой фонд, где проживают около 180 тысяч человек? А отраслевая медицина? Она сегодня на 80 процентов не профинансирована. А наши школы, бесплатные перевозки работников "силовых" ведомств? Все это опять-таки ложится "на колесо", отражается на тарифах.
     - Возьмем, - продолжил он, - подвижной состав. При социализме мы получали по тысяче локомотивов в год и не думали о деньгах. С одного "Уралвагонзавода" получали по 45000 полувагонов в год. Они прямо с конвейера шли в Кузбасс на погрузку. А в прошлом году министерство смогло купить только 122 вагона! Словом, сегодня мы просто проедаем старые, еще социалистические запасы. Надолго ли их хватит? Поэтому нам нужна политическая поддержка. Нужна она и в таком очень важном, политически значимом вопросе, как пассажирские перевозки. Цены на билеты мы вынуждены повышать, но доходы снижаются - нет пассажиров. Покупательная способность населения очень низкая. Чьи это проблемы?
     Руководитель МПС ответил на вопросы присутствующих. Глава администрации города Бологое Анатолий Лебедев сказал, что раньше на железнодорожных предприятиях работали 10000 человек. Сейчас - вполовину меньше. Людей интересует, будет ли Бологое снова востребовано как крупный железнодорожный узел?
     Бологое по-прежнему остается важным стратегическим узлом, сказал министр, но сегодня транспортные потоки, идущие через него, стали значительно меньше. Меньше стало и работы. Обязано ли МПС в таких условиях содержать, например, школу, где учатся от силы 20 процентов детей железнодорожников? Что же касается новых рабочих мест, то министерство готово их создавать, но совместно с администрацией города...
     Представители города Льгова Курской области попросили накануне 850-летия города помочь реконструировать три городские платформы и благоустроить территорию вокзала. Геннадий Матвеевич с пониманием отнесся к этой просьбе.
     Завершая встречу, глава МПС еще раз подчеркнул: то, что проводится сегодня в отрасли, есть главная реформа в государстве Российском. И ее не остановить. Но, проводя реформы, необходимо не потерять железные дороги в том виде, в котором они есть, оставить их в руках и под контролем государства и сделать эту систему еще сильнее, чем сегодня. Ведь для сильного государства в первую очередь необходимы три сильные системы: армия, энергетика и транспорт.

Андрей Борисов

Версия для печати
screenRenderTime=1