СМИ об РЖД

19.03.2002Журнал "Автоматика, связь, информатика"

Формирование новой вертикали управления перевозочным процессом

Эффективно управлять перевозочным процессом означает полностью удовлетворить платежеспособный спрос на перевозки и транспортное обслуживание и снизить транспортную составляющую в конечной цене перевозимых грузов. Новая модель эксплуатационной работы позволит внедрить "сквозные" технологии перевозок, при которых границы отделений, дорог и регионов не будут "барьером" в продвижении поездопотоков, увеличить объемы перевозок грузов и пассажиров, производительность локомотивов и вагонов, повысить производительность труда работников отрасли, снизить себестоимость перевозок грузов и пассажиров, получить максимальную прибыль.
     Автоматизированные информационно-управляющие системы создаваемой вертикали управления перевозками должны содержать модели долгосрочного и оперативного планирования перевозок, контроля и управления ими в реальном масштабе времени.
     В свою очередь модели долгосрочного (перспективного) планирования включают в себя общие модели для оценки взаимодействия различных видов транспорта при перевозках по разветвленным транспортным сетям. Они охватывают большой круг проблем, возникающих в условиях конкуренции между различными видами транспорта, и содержат графическую информационную систему, модели транспортной сети и альтернативных маршрутов, пакет программ для рационализации сети.
     Модели оперативного планирования перевозок оценивают варианты планов эксплуатационной работы на полигоне управления (сеть, регион, полигон опорного центра). Они оптимизируют составление плана формирования и разработку графика движения поездов, контролируют текущие показатели альтернативных вариантов эксплуатационной работы. К ним относятся: модели планирования перевозок, автоматизированный план формирования, система составления расписаний движения поездов и модель рационального изменения пропускной способности линии.
     Модели контроля за перевозками в реальном масштабе времени представляют собой совокупность систем, в которых работающая в реальном времени информационная система используется для установления текущих уровней спроса на перевозки (АКС ФТО) и их обеспечения (АСУПП). В реальном масштабе времени в подсистеме обеспечения их отображают более частные системы контроля: перемещения поездов (АСОУП), тяговых средств (ДИСТПС), грузовых вагонов (ДИС-ПАРК), контейнеров (ДИСКОН). В единой информационной базе ведется пономерной учет более миллиона подвижных единиц - вагонов, контейнеров и тягового подвижного состава. На ее основе решаются такие важные задачи, как распределение подвижного состава и регулировка порожняка. Система ДИСПАРК отслеживает парк вагонов в динамике. Фиксируется передвижение каждого вагона от погрузки до выгрузки и подачи под следующую погрузку.
     В системах управления перевозками используются информационные системы, работающие в реальном времени, позволяющие прогнозировать спрос и предложение перевозок в режиме оперативного регулирования. Этот режим служит основой для определения оптимального варианта использования существующего парка локомотивов и вагонов. (...)
     Эти системы - элементы системы управления перевозками в реальном масштабе времени. Для учета изменяющихся условий и прогнозов спроса на перевозки они дают возможность вносить коррективы в течение 6-24 ч. Подобные операции обеспечат разрабатываемые в настоящее время модели распределения грузовых вагонов, обеспечения локомотивами и локомотивными бригадами. Динамическая модель, в которую закладывается график движения и план формирования поездов, корректируется и позволяет составить расписание движения любого вагона, интересующего клиента или руководство дороги. Сочетание и взаимодействие информационных и управляющих систем создают возможность для решения задач по обслуживанию клиента и эксплуатационных проблем.
     В перспективе автоматизированная система управления должна составить основу системы управления практически любым объектом, участвующим в процессе перевозки во всех хозяйствах.
     Создание автоматизированной системы управления перевозками на базе информационных технологий требует времени, а в отрасли необходимо оптимизировать систему управления уже сегодня. На решение этой задачи и нацелена разрабатываемая комплексная программа оптимизации эксплуатационной работы железных дорог. (...)
     Программа определяет основные технико-экономические параметры сети и объемы приоритетных инвестиций в разработку и внедрение оптимальной модели управления перевозками на базе создания Центров управления; развитие комплексов инфраструктуры; развитие отечественного локомотиво- и вагоностроения; организацию ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава.
     Основные принципы новой эксплуатационной модели были одобрены решением Президиума НТС МПС 05.03.2001 г. и утверждены на Коллегии МПС России 27.04.2001 г. (...)
     Сложившаяся система управления перевозками и инфраструктура не позволяют сегодня снизить как эксплуатационные затраты, так и дефицит подвижного состава (особенно отдельных видов грузовых вагонов и поездных локомотивов).
     Именно поэтому внутриотраслевая целевая задача управления перевозочным процессом состоит в более полном использовании вагонов, локомотивов и локомотивных бригад за счет исключения из технологии перевозок дополнительных "барьерных" мест, связанных с границами отделений, дорог и регионов.
     Для внедрения на сети "сквозных" технологий оптимизационной эксплуатационной модели в условиях развития системы информатизации поставлена задача выйти на следующие новые технические параметры сети:
     - тяговое плечо локомотива 1000-2000 км;
      -тяговое плечо локомотивной бригады до 500 км;
     - длина диспетчерского участка до 500 км;
     - длина гарантийного плеча вагонов 1000-1500 км.
     Реализовать эти параметры позволит создание централизованной системы управления перевозками в регионах на базе трехуровневой системы управления: Центра управления перевозками МПС (ЦУП), семи региональных центров управления перевозками (ЦУПР) и спорных дорожных центров (ОЦ). (...)
     В рамках трехуровневой модели необходимо разработать интегрирующую корпоративную систему управления отраслью, ориентированную не на функции по хозяйствам, а на бизнес-процессы и бизнес-объекты. В основу этой интегрирующей системы должны быть заложены принципы транспортной логистики. В целом, учитывая перспективы реструктуризации отрасли, необходимо продолжить научные исследования в области разработки логистических моделей, одновременно учитывающих материальные, финансовые и информационные потоки в сети. Эти исследования позволят создать распределенную интеллектуальную транспортную среду, представляющую собой систему взаимодействующих в рамках информационной среды МПС интеллектуальных бизнес-объектов.

В.А. ШАРОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1