СМИ об РЖД

Возможности экономии ресурсов на тягу поездов

Особенно интенсивно эта работа ведется с 1997 г. Так, удельный расход электроэнергии в течение 1997 - 2001 гг. снижен на 15 %, что следует рассматривать как значительный успех в области энергосбережения.
     Это достигнуто в результате реализации ряда организационно-технических мероприятий. В их числе:
     - решение фундаментальной, не имеющей аналогов в мировой практике, задачи расчета энергооптимальных траекторий режима движения поезда с учетом плана и профиля пути, скорости движения и ее ограничений, заданного времени хода (соответствующими автоматизированными комплексами нескольких модификаций оснащены более 250 локомотивных депо);
     - разработка интеллектуальной системы ведения поезда на основе микропроцессоров в транспортном исполнении - организовано серийное производство устройств, создана стройная система их внедрения и сопровождения на базе отраслевого и дорожных центров (за указанный период такими устройствами оборудованы 1092 электропоезда);
     - внедрение систем оптимизации работы вспомогательного оборудования электровозов (эти устройства установлены на 1450 электровозах переменного тока и на 412 электровозах постоянного тока);
     - широкомасштабное применение средств публикации (рельсо- и гребнесмазывателей), позволившее наряду со снижением износа колес и рельсов существенно уменьшить сопротивление движению поезда.
     За период 1997-2000 гг. улучшены качественные показатели эксплуатационной работы - увеличена производительность локомотивов, вес поезда, участковая скорость. Суммарная экономия электроэнергии составила около 9 млрд. кВт/ч.
     В 2000 г. на основе накопленного опыта внедрения энергосберегающей техники и технологии в рамках принятых программ ресурсосбережения была разработана в качестве их составляющей части "Подпрограмма сокращения расходов электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов". В ней поставлены конкретные задачи по снижению удельного расхода топлива и э лектроэнергии на период до 2005 г. Подпрограмма разрабатывалась на основе анализа тенденций и причин изменения удельных расходов энергоресурсов на тягу поездов за период 1988-1999 гг. Практически все предложения по энергосберегающим технологиям, запланированные в подпрограмме, были включены в отраслевую программу ресурсосбережения 2001 г.
     Итоги 2001 г., а также окончательные данные 2000 г. позволяют провести конкретный анализ расходования энергоресурсов на тягу поездов, а также уточнить систему организационных, технологических и технических мероприятий, обеспечивающую выполнение заданий по снижению расхода энергоресурсов. (...)
     
     ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
     В 2000 г. уровень расхода электроэнергии превысил исходную величину 1988 г. на 1,5 %. За четыре года удельный расход электроэнергии уменьшился с 141 до 124,5 кВт/ч на измеритель, или на 13 %. За 9 месяцев 2001 г. удельный расход на тягу был ниже уровня 1988 г. на 0,5 %, причем в условиях, когда объем работы на электротяге сократился более чем на 40%. Практически на всех железных дорогах удельный расход электроэнергии рос до 1996 г., затем (как и на всей сети в целом) наблюдалось его устойчивое снижение. (...)
     
     ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
     Тенденции изменения удельного расхода дизельного топлива аналогичны изменению расхода электроэнергии. До 1996 г. удельный расход дизельного топлива возрастал, затем наметилась тенденция к его снижению. Наилучшие результаты достигнуты на Свердловской дороге, где удельный расход топлива в 2000 г. был ниже, чем в 1988 г. на 4 %. На Приволжской этот показатель составил 0,7%. Остальные железные дороги, особенно Западно-Сибирская, Юго-Восточная и Горьковская, весьма далеки от этого уровня. (...)
     На основании анализа тенденций изменения потребления энергоресурсов и с учетом предложений Департамента и служб локомотивного хозяйства разработан и внедряется перечень организационных и технических мероприятий, направленных на дальнейшее снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Сопоставление фактических данных 2000 г. и результатов 9 месяцев 2001 г. позволяет говорить о правильности выработанной стратегии снижения расхода энергоресурсов на тягу поездов.
     В числе принятых основных направлений этой работы следует прежде всего назвать:
     - в организацию энергооптимального пропуска поездопотока путем оптимизации параметров графика управления движением поездов;
     - оптимизацию управления поездопотоком с помощью интеллектуальной системы учета и анализа расхода энергоресурсов;
     - минимизацию условных потерь в системе тягового электроснабжения;
     - уменьшение сопротивления движению поездов;
     - лубрикацию колесных пар локомотивов и рельсов;
     - совершенствование конструкции и технического содержания взаимодействующих узлов подвижного состава и пути;
     - снижение аэродинамического сопротивления движению локомотивов и вагонов;
     - повышение эксплуатационного коэффициента полезного действия локомотивов;
     - улучшение технического состояния подвижного состава;
     - сокращение затрат энергии на вспомогательные нужды локомотивов;
      - расширение сферы применения и повышение эффективности рекуперативного торможения. (...)

А.Л. ЛИСИЦЫН, директор ВНИИЖТа

Версия для печати
screenRenderTime=0