СМИ об РЖД

Дороги России; Проекты; Порт; Содружество; Таможня

Дороги россии
     
     В целях усиления работы по реализации "Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и совершенствования принципов работы штаба реформирования железнодорожного транспорта" министр путей сообщения России Геннадий Фадеев подписал распоряжение о пересмотре ряда положений деятельности штаба. Возглавлять штаб реформирования железнодорожного транспорта отныне будет сам министр.
     Согласно подписанному главой отрасли распоряжению, работа штаба реформирования будет строиться на постоянной основе - с освобождением участников рабочих групп от выполнения основных служебных обязанностей.
     Ожидается, что при штабе реформирования железнодорожного транспорта будет действовать экспертный совет с участием представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, научной общественности, регионов России, а также ведущих специалистов и консультантов в области реформирования экономики и финансов.
     Ускоренное развитие перевозок грузов в контейнерах как одного из перспективных видов услуг, интегрированных в международную транспортную систему, отныне является первостепенной задачей железнодорожной отрасли России.
     Такое решение было принято на состоявшемся в апреле под председательством первого заместителя министра путей сообщения России Вадима Морозова расширенном заседании президиума "Научно-технического совета МПС". Конечной целью реформирования управления перевозками грузов в контейнерах должно стать выделение в конкурентный сектор деятельности МПС России по организации перевозок грузов в контейнерах.
     Для реализации этой задачи признано целесообразным создание хозяйствующего субъекта, способного эффективно работать на рынке транспортных услуг. Доходы сети Российских железных дорог от перевозок грузов в контейнерах в 2001 году (по сравнению с 1999-м) выросли в 2,1 раза - до 7,1 миллиарда рублей, что составляет 2,5 процента от общесетевых доходов.
     По расчетам специалистов, только для восстановления изношенных основных производственных фондов железнодорожного транспорта (их моральный износ составляет 56 процентов) необходимо инвестировать не менее 1130-ти млрд. рублей в предстоящие пять лет, или около 225-ти млрд. рублей ежегодно.
     Об этом заявил первый заместитель министра путей сообщения России Владимир Якунин, выступая на прошедшем в апреле семинаре "Инвестиционные потребности транспортного комплекса России. Проблемы и пути их решения". По его словам, до последнего времени основным источником инвестиций в отрасль оставались собственные средства предприятий железнодорожного транспорта. Начавшаяся реформа должна в корне изменить ситуацию, поскольку в МПС при формировании инвестиционных программ вводится обязательный принцип распределения ограниченных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе.
     Кроме того, уже сейчас начинается разработка концепции облигационных заимствований ОАО "РЖД" на рынках капитала; обсуждаются возможности кредитных операций, позволяющих привлекать инвестиционные ресурсы на долгосрочную перспективу.
     На Восточно-Сибирской железной дороге освоена новая технология переоборудования платформ под погрузку леса. На грузовые платформы устанавливаются металлические стойки, сцепляющие груз цепями. Благодаря стационарным устройствам для закрепления леса не требуется дополнительных реквизитов (доски, скобы, цепи).
     Все это сокращает финансовые затраты грузоотправителей. За счет устойчивости металлических конструкций исключаются перекосы стоек во время движения поезда и обеспечивается безопасность передвижения груза по магистрали. Новые платформы позволяют сократить время погрузки максимум до трех часов и увеличить оборачиваемость подвижного состава.
     За три последних года отправка лесных грузов в Китай через Дальневосточную железную дорогу выросла в 3,6 раза. Как подчеркнул первый заместитель начальника центра фирменного транспортного обслуживания ДВЖД Игорь Мельников, план лесных грузоперевозок через пограничный переход Гродеково-Суйфэньхэ выполнен на 170 процентов.
     В настоящее время усиливают темпы заготовки леса и переработки пиломатериалов предприятия Хабаровского и Приморского краев. Ежесуточно через погранпереход передается в Китай 225 вагонов с лесом. В конце марта на ДВЖД в адрес погранперехода Гродеково скопилась почти тройная норма - 4632 вагона. В связи с этим был введен конвенционный запрет на погрузку. В настоящее время благодаря оперативной работе диспетчерских и грузовых служб ДВЖД и МПС РФ ситуация нормализовалась и запрет на погрузку лесных грузов снят.
     Администрация Пермской области и Свердловская железная дорога создали группу из специалистов, которые будут изучать вопросы оптимизации грузовых железнодорожных перевозок.
     Как заявил сегодня губернатор Пермской области Юрий Трутнев, прежде всего группа будет рассматривать проблему железнодорожных перевозок продукции заводов, расположенных на севере области ("Уралкалий", "Сильвинит" и другие).
     
     Проекты
     
     Глава Минтранса Сергей Франк заявил, что российская сторона планирует объявить о вступлении в законную силу трехстороннего соглашения по транспортному коридору "Север-Юг" 21 мая в Санкт-Петербурге, где пройдет совещание участников проекта.
     По словам Франка, реализация российско-ирано-индийского проекта "Север-Юг" имеет все шансы связать Центральную Азию с западно-европейскими странами и приобрести статус международного транспортного коридора. "В настоящее время основной упор делается на максимальное использование смешанного сообщения через Каспий; на завершение и развитие контейнерных мощностей порта "Оля" (Астрахань); на формирование компании, которая будет транспортировать контейнеры из Астрахани к месту их назначения в различные страны, - подчеркнул министр. - К соглашению о транспортном коридоре "Север-Юг" намерены также присоединиться еще пять стран СНГ".
     
     Порт
     
     Минтранс РФ одобрил проект АПК "Агрос" (холдинг "Интеррос") по строительству зерновых терминалов в Новороссийске и Санкт-Петербурге. Оба проекта, по словам заместителя министра транспорта Чингиза Измайлова, станет инвестировать АПК "Агрос".
     Петербургский вариант оценивается в 30-40 млн.долларов. Стоимость новороссийского проекта пока не определена. Минтранс проведет работу по выделению в портах территории под новые терминалы, обеспечит быстрое продвижение проектов, создаст условия для безопасности движения судов к новым объектам. Мощность новороссийского элеватора должна составить 100 тысяч тонн единовременного хранения зерна. В порту "Санкт-Петербург" планируется также построить завод по глубокой переработке сои, мощности которого будут рассчитаны на переработку, как минимум, 200 тысяч тонн соевых бобов в год. Петербургский терминал будет использоваться не только для зерна, но и для других продуктов.
     Строительство контейнерного терминала в порту "Оля" (Астраханская область) будет финансироваться за счет частных инвесторов.
     Об этом сообщил заместитель министра транспорта РФ Чингиз Измайлов. По его словам, государственное финансирование будет минимальным: ведь ранее правительство уже вложило в строительство этого морского терминала около пяти миллионов долларов.
     Заместитель министра транспорта сказал, что в ближайшее время будет проведен тендер на строительство контейнерного терминала. По его словам, в настоящий момент уже заявлено десять компаний, готовых вкладывать сюда деньги. Минтранс сделает выбор в пользу инвесторов-грузовладельцев, заинтересованных в транспортировке собственных грузов. В 2001 году через порт "Оля" было перевезено полторы тысячи контейнеров. После сдачи первой очереди контейнерного терминала в 2003 году объем перевозимых контейнеров может вырасти до 50-ти тысяч контейнеров в год.
     Тарифы на железнодорожные перевозки в России и Белоруссии будут унифицированы до 1 июля 2002 года.
     Соответствующие договоренности были достигнуты на заседании Высшего госсовета Союзного государства, состоявшемся 12 апреля 2002 года. Единые железнодорожные тарифы, по мнению белорусских экспертов, будут стимулировать увеличение товаропотока через территорию РФ и активизировать экспорт продукции предприятий Белоруссии на российский рынок.
     
     Cодружество
     
     Минтранс РФ выступил с предложением организовать фидерные перевозки между Калининградом и Клайпедой. Прорабатываются также возможности организации фидерных перевозок на Гданьск и Гдыню.
     Предлагаемая схема предполагает доставку груза железнодорожным транспортом в Калининград, оттуда самоходными баржами или неконвенционными судами - на Клайпеду, с формированием судовых партий объемом 30-35 тысяч тонн, которые далее отправляются на рынки потребления.
     По расчетам специалистов, расход грузовладельца на фидерном участке Калининград-Клайпеда составит приблизительно 11 долларов с тонны груза. Учитывая, что доставка тонны металла с "Магнитогорского металлургического комбината" на Клайпеду стоит 59 долларов, а на Калининград по "Тарифу 10-01" 23 доллара, экономия грузовладельца должна составить более 20-ти долларов. При транспортировке на более короткие расстояния разница менее значительна, однако общая пропорция сохраняется.
     Более детальное обсуждение проекта предполагается в рамках "Конференции грузовладельцев", проведение которой намечено на 30-31 мая в Клайпеде.
     
     Таможня
     
     Уральское таможенное Управление упрощает процесс таможенного оформления грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, и создает центры - где будет сконцентрирован весь процесс таможенного оформления.
     Одним из крупнейших перевозчиков экспортно-импортных грузов является Свердловская железная дорога. Сейчас в режиме упрощенного порядка таможенного оформления и контроля работают семь предприятий, которые хорошо зарекомендовали себя и не допускают нарушений. Увеличение числа таких предприятий позволит и значительно сократить время оформления товаров, помещаемых под таможенные режимы (как экспорта, так и выпуска в свободное обращение), и исключить простои подвижного состава.
     С этой же целью было предложено осуществлять оформление насыпных грузов, ввозимых крупными партиями (уголь, сырьевые материалы) в адрес предприятий топливно-энергетического комплекса и металлургической промышленности, непосредственно в пограничных таможнях. Кроме того, Управление ведет работу по созданию в таможнях специальных постов ("Центров таможенного оформления"), где будет сконцентрирован весь процесс оформления.
     С первого апреля в соответствии с Постановлением правительства РФ повышена до 9,2 доллара за тонну ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и вывозимые из России за пределы государств - участников соглашений "О таможенном союзе".
     До этого ставка вывозной пошлины на эти нефтепродукты составляла восемь долларов за тонну.
     Она была повышена по рекомандации правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Одновременно ГТК России снова продлил (до первого июля 2002 года) запрет на оформление вывоза российской нефти и нефтепродуктов для переработки с последующим ввозом ее продуктов обратно в страну.
     Примечательно, что отгрузка нефти и нефтепродуктов, следующих по железным дорогам на экспорт, выросла в первом квартале почти на 40 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Версия для печати
screenRenderTime=1