СМИ об РЖД

Электричка не роскошь

На Восточно-Сибирском магистрали думают о доходах, но не забывают и об улучшении пассажирского сервиса

До начала в Восточно-Сибирском регионе летнего сезона пригородных пассажирских перевозок осталось совсем немного, а забот еще хватает. К концу мая нужно закончить капитальный и деповской ремонт электричек, перевести с зимнего режима на летний вентиляцию вагонов, отмыть, подкрасить электросекции,..
     Впрочем, на ВСЖД есть электрички, демиховские, которым пока не нужны услуги "косметологов". Две из них были приобретены в минувшем году, прибытие третьей ожидается на днях. По свидетельству специалистов, новые поезда имеют неплохой дизайн, хорошую вентиляцию, лучшее, чем в рижских, салонное освещение, достаточно продуманную подвеску. Но для эксплуатации поездов серии ЭД9М необходимо приобрести дополнительные комплекты электрооборудования, стендов проверки блочной электроники. Иркутское моторвагонное депо ничем таким пока не располагает. Ремонтники традиционно сетуют на плохое обеспечение запасными частями: уж такова судьба "пригородного" хозяйства, находящегося как бы в положении бедного родственника, требующего от дороги немалых расходов и приносящего совсем небольшие доходы. Конечно, дорога не открещивается от проблем, связанных с эксплуатацией электропоездов. Более того, недавно здесь была создана Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.
     Ее руководитель Юрий Жуковский говорит, что первые решения направлены на оптимизацию графика движения электропоездов:
     - Электричка, рассчитанная на перевозку 900 пассажиров, не "имеет права" возить полсотни. Малонаселенные пригородные поезда становятся уже не столько средством передвижения, сколько неоправданной роскошью. Недавно мы ввели новый график. Даже против зимнего он имеет сокращенные размеры движения. Сделать это пришлось после того, как правительство Бурятии уменьшило нам сумму дотации. С одной стороны, мы должны оптимизировать график, а с другой - учитывать убытки и размеры компенсаций региональными администрациями. А уж затем соизмерять объемы пригородного движения.
     Убрав лишние маршруты и укоротив плечи движения "народного" транспорта, железнодорожники избавились от "перевозки воздуха". Сегодня правительство Бурятии принимает меры по восстановлению автобусных перевозок, в частности из Кабанского района. Надо заметить, что и начальник дороги Александр Касьянов заявил всем руководителям линейных предприятий, что прекращается практика организации маршрутов электропоездов для перевозки железнодорожников к месту работы. Это очень накладно. На предприятиях тоже должны решать эту проблему с помощью автотранспорта.
     В первом квартале убытки в пригородном сообщении погашены региональными властями лишь на 31 процент. А у Бурятии остался долг в два десятка миллионов рублей еще с прошлого года. В связи с этим железнодорожники не дают гарантии, что в график будут включаться так называемые "поливочные" поезда. Раньше такие дополнительные маршруты вводились, чтобы люди успевали съездить на садово-огородные участки, полить грядки и вернуться в город. Но если отставание по выплате дотаций прекратится, летний график будет утвержден в полном объеме - база для этого есть.
     В предстоящем сезоне дирекция намерена полностью исключить безбилетный проезд в электропоездах. Часть пассажиров считает, что их чуть ли не конституционное право - ездить в электричке без билета, а само понятие "заяц" звучит почти гордо. Изменить психологию таких людей помогут разъездные билетные кассиры и бригады контролеров, усиленные сотрудниками милиции и вневедомственной охраны. Определены станции, на которых нарушителей будут ссаживать с поездов. Кроме того, решением Правительства летом штраф за безбилетный проезд увеличится до 300 рублей.
     Учет и анализ пассажиропотока качественно улучшится, потому что билеты будут приобретать все - и обычные пассажиры, и льготники. Железнодорожники уже пришли к выводу, что даже зимние электрички возят на 8 - 12 процентов больше пассажиров, чем в прошлом году. А прогнозируемые объемы на летний период возрастут процентов на 20.
     Думая о собственных доходах и расходах, железнодорожники не забывают об улучшении пассажирского сервиса. В летний график движения вводится дополнительный маршрут электропоезда повышенной комфортности: в выходные дни он будет вывозить всех желающих на Байкал - в места массового отдыха. Стоимость проезда в этой электричке значительно снизится по сравнению с прошлым годом. К летнему сезону определены и объемы работ по благоустройству вокзалов, конкорсов, подземных переходов и посадочных платформ на станциях и остановочных пунктах магистрали.

Владимир Кузьмищев

Версия для печати
screenRenderTime=1