СМИ об РЖД

Будем партнерами!

Министр путей сообщения Геннадий Фадеев призывает активнее взаимодействовать с регионами

Только один раз за всю историю Чувашии в республику приезжал глава отрасли - нарком Лазарь Каганович еще перед войной. Этот факт вспомнил президент Чувашии Николай Федоров, встречая 17 мая министра путей сообщения РФ Геннадия Фадеева, прибывшего в республику вместе с начальником Горьковской железной дороги Хасяном Зябировым.
     Невелика Чувашия: по площади она занимает тысячную часть России, железнодорожных линий в ней - меньше 400 километров. Однако среди них - часть магистрального пути из центра страны на восток.
     Знакомство с Чувашией министр начал - как и приезжающие сюда обычные пассажиры - с вокзала. Открытый в прошлом году после реконструкции вокзал в Канаше - гордость республики. Это здание украсило бы любой областной центр. Тут и отличный дизайн, и современная техника, и максимум удобств для пассажиров. Кстати, в финансировании работ деятельно участвовал регион.
     Отношения Чувашии с Горьковской дорогой становятся все теснее. Республика сполна компенсирует убытки от пригородных перевозок. К приезду министра был приурочен пуск нового пригородного электропоезда. Половину его стоимости оплатил бюджет региона. Это первая электричка, приобретенная с помощью местных властей, и она будет работать на самом напряженном маршруте от Каната до Казани. Встреча этой электрички стала настоящим праздником для жителей Канаша.
     Потом начались знакомство со смежниками, обсуждение взаимовыгодных вариантов сотрудничества, Первым предприятием, куда приехал Геннадий Фадеев, стал Канашский вагоноремонтный завод - крупнейший в отрасли. Директор завода Сергей Казаков показал конвейеры, на которых возвращают жизнь тем самым вагонам-кормильцам, нехватку которых сегодня остро ощущают на сети дорог. 4314 отремонтированных вагонов вышли из заводских ворот в прошлом году. Министр отметил: качество работы у канашских ремонтников выше, чем на других предприятиях отрасли.
     За последние два года вагоноремонтники буквально возродили свое предприятие, а ведь простаивали цеха не только из-за нехватки заказов - ремонт на старых технологических линиях был нерентабельным. Заводчане убедили министра: им под силу справиться с большими объемами работ. И перед ними поставлена задача довести среднегодовой ремонт до семи тысяч вагонов, а в перспективе увеличить его в пять-шесть раз. Рабочие, собравшиеся в одном из цехов для беседы с министром, заверили его: отрасль не пожалеет о том, что делает ставку на канашских ремонтников.
     Такой же оптимизм звучал и во время встреч на предприятиях чувашской столицы - Чебоксар. Крупнейший в республике завод промтракторов подготовил к приезду Геннадия Фадеева и Николая Федорова впечатляющее зрелище. На огромной площадке, вымощенной чугунными плитами, заводчане показали в действии восемь моделей своих тракторов. Машины циклопических размеров, весящие по полсотни тонн, выполняли почти акробатически сложные действия и маневры. А лебедка одного из 45-тонных гигантов оказалась в состоянии нехорошей скорости подтянуть другую такую же машину с неподвижными гусеницами. В этом году МПС закупит здесь 20 мощных бульдозеров, которыми оснастит восстановительные поезда, а в следующем году удвоит заказ. Для отрасли это выгодно: они как минимум в полтора раза дешевле импортных аналогов.
     В том, что это именно аналоги, министр и другие гости убедились на заводе-смежнике - Чебоксарском агрегатном. Оказалось, там изготавливают звенья гусениц не только для местных тракторов, но и... для японских! Самые именитые фирмы мира приобретают комплектующие в Чувашии. Здесь решено разместить заказ и для МПС. Давая работу отечественным производителям, отметил министр, мы не только получим качественную продукцию по более низкой цене, но и вложим средства в развитие своей, а не зарубежной промышленности. Боковины тележек, надрессорные балки, другие комплектующие для ремонта вагонов железнодорожники смогут вскоре получать из Чебоксар.
     - Наше сотрудничество будет исключительно взаимовыгодным, - сказал, подписывая трехстороннее соглашение о взаимодействии Чувашии, МПС и Горьковской железной дороги, президент республики Николай Федоров. - Сумма этих заказов, составляющая около миллиарда рублей, станет вкладом в развитие промышленности региона, это поможет решать социальные проблемы, создавать новые рабочие места.
     Николай Федоров отметил, в труднейшие годы именно Фадеев - руководитель-патриот - оказался той единственной фигурой, которая смогла воспрепятствовать развалу отрасли. Тому, что, к сожалению, случилось и с водным транспортом, и с авиацией. Он не дал поспешно реформировать, а значит, развалить сеть железных дорог. И теперь они остаются и каркасом России, и той силой, которая помогает развивать промышленность.
     Руководители отрасли и республики договорились и о том, что вокзал столицы Чувашии будет реконструирован совместными усилиями. Здание его, построенное еще до войны, стало тесным. Ведь население города за это время выросло в десять раз! Министр придирчиво осмотрел сам вокзал, изучил проект реконструкции. Сказал: реконструкцию надо начать в середине лета, а уже следующей весной пустить первую очередь. Кстати, архитекторы сохранят его стиль как воспоминание о героическом времени индустриализации республики. Расходы на первую очередь реконструкции поделят пополам Горьковская железная дорога и регион.
     А на следующее утро Геннадия Фадеева встречал Нижний Новгород. Программа пребываний здесь была насыщена приятными событиями. Утром министра ждала Сортировка - городской район, где живут железнодорожники. Здесь Геннадий Фадеев принял участие в церемонии открытия церкви иконы Казанской Божией Матери, построенной на средства магистрали. Затем встретился с новоселами одного из первых домов, построенных при помощи железнодорожной ипотеки. Отличные квартиры получили на Сортировке 35 семей работников станции, вагонного и локомотивного депо, больницы. Трогательным, душевным было общение с ветеранами возле мемориала славы железнодорожников, к которому министр возложил цветы.
     Нижегородцы не без гордости показали Геннадию Фадееву производственный комплекс Горьковской дирекции по обслуживанию пассажиров. В последние годы его оснастили современной техникой, значительная часть которой разработана местными учеными. Система лазерного контроля параметров рам тележек, феррозондовая установка дефектоскопирования тележек подвижного состава, автоматизированный стенд для испытания генераторов, которые обеспечивают высокое качество технического обслуживания вагонов, вызвали интерес министра. Много времени он провел в научно-производственном центре "Сплав". "Гудок" уже рассказывал об этом необычном подразделении дороги. Его организовал пришедший из оборонки ученый-технолог Лев Чкалов. Он внедрил не имеющие пока аналогов в отрасли технологии плазменно-порошковой металлургии, которые делают прочнее соударяющиеся и трущиеся узлы и детали вагона, увеличивая пробег составов в десятки раз. Министр был восхищен результатами этой работы и прямо в цехе наградил Льва Чкалова именными часами.
     Много добрых слов услышали горьковчане от министра на торжественном собрании, посвященном вручению магистрали свидетельства о присвоении первого места в отраслевом соревновании за первый квартал 2002 года.
     - Горьковская - единственная магистраль, которая устойчиво обслуживает перевозки с хорошими экономическими показателями, высоким качеством и достаточной безопасностью,- такую общую оценку дал Геннадий Фадеев.
     Отметил он и высокую стабильность результатов труда. За последние три года на высшую ступеньку пьедестала отраслевого соревнования магистраль поднимается уже в шестой раз.
     Постоянное внедрение передовых технологий, правильная расстановка кадров, воспитание у людей высокой ответственности за результаты работы - все это стало стилем Горьковской железной дороги. И квартальный план по отправлению грузов здесь сумели выполнить на 105,1 процента, а по грузообороту - на 111,3. Выросли показатели использования подвижного состава: среднесуточная производительность локомотива увеличилась на 10,9 процента, а вагона - на 22,5 и т.д. В итоге производительность труда на магистрали выросла на 15 процентов, в то время как в отрасли - только на шесть с половиной.
     Говоря о результатах работы коллектива, Геннадий Фадеев еще раз напомнил: значительная часть заработанных магистралями средств остается ныне в их распоряжении. И успехи дороги ощутил на своем семейном бюджете каждый: заработная плата на Горьковской росла даже более быстрыми темпами, чем это предусматривает Отраслевое тарифное соглашение, и это правильно.
     Много внимания министр уделил в своем выступлении и ключевым задачам в работе отрасли. Должен быть максимум внимания к подвижному составу - его ремонту и обновлению, потому что старение локомотивного и вагонного парка превысило все критические отметки. Отрасли необходимо рассчитываться с долгами - без этого невозможны и опасны серьезные шаги по ее реформированию. А поскольку в нынешнем году железнодорожники не допускают задержек в выплате налогов, они имеют моральное право более жестко спрашивать с регионов компенсации за социальные (пригородные) перевозки, которые приносят сейчас миллиардные убытки.
     Магистраль поздравили с победой в отраслевом соревновании также представитель Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и нижегородский губернатор Геннадий Ходырев, руководители администраций других регионов.
     Стратегию взаимодействия отрасли с Приволжским округом и Нижегородской областью Геннадий Фадеев обсудил с ними позже в ходе деловых встреч. Промышленный потенциал регионов Приволжья велик. Настала пора преодолевать кризис, в котором они пребывали. И железные дороги тут могут стать самыми надежными партнерами. Они ведь наиболее заинтересованы в развитии процветании народного хозяйства, всего нашего Отечества.

Николай Морохин, Владмир Бобровский

Версия для печати
screenRenderTime=1