СМИ об РЖД

Путешествие в прошлое и будущее

Первая из них была весьма необычна - ретропоездом в Ораниенбаум. Ранним солнечным утром от Балтийского вокзала под звуки военного оркестра тронулась колонна: седовласые ветераны с орденами и медалями на груди, учащиеся школ и техникумов системы МПС, журналисты, приглашенные. Несколько сот метров - и они на площадке Музея железнодорожной техники. Здесь состоялся небольшой митинг. Выступивший на нем заместитель начальника дороги А.Смирнов тепло поздравил собравшихся с Днем Победы и заверил, что руководство Октябрьской всегда будет проявлять заботу о своих ветеранах войны и труда. Юные железнодорожники прочитали стихи. Прозвучал голос Левитана из мая 45-го, началась экскурсия по музею. И хотя многие из ветеранов здесь уже бывали, на скамейках не остался никто. Отдыхал оркестр.
     МЖТ, в котором собрано более 80 редких образцов железнодорожной техники, специально подготовился к мероприятию. На платформах - ни соринки. Был открыт для обзора вагон-теплушка начала прошлого века, на паровозе Эм повесили плакат "Все для фронта, все для Победы!". А представители Малой Октябрьской с удовольствием полазали по открытой по случаю бронеплатформе.
     Пока проходила экскурсия, к музею подошел украшенный праздничными плакатами паровоз серии Л. Собравшиеся успели прослушать только короткое выступления ансамбля "Здравица" ДКиТ имени Карла Маркса и под звуки ожившего оркестра отправились рассаживаться по вагонам. Каждый возраст - в свой. Гудок паровоза - и ретросостав тронулся. В пути можно было попить чая или кофе. Историк С.Колпаков рассказывал о проезжаемых примечательных местах, связанных с обороной Ленинграда. А менеджер ЦМОЖД В.Мисаилова перевела разговор в несколько иную от основной цели поездки плоскость. Она обратилась к представителям музеев (Суворова, городской скульптуры, Гатчинского заповедника, Эрмитажа, Обороны и блокады Ленинграда, ЦМЖТ) и туристических фирм с просьбой высказать свои впечатления о происходящем. Дело в том, что практика ретротуров только еще начинается. Музейные работники, высоко оценив коллекцию МЖТ и вклад тех, кто ее собирал, предложили развивать инфраструктуру музея. Здесь необходим современный сервис: гостиницы, рестораны, магазины... Представительница турфирмы "Арктур-трэвел" пообещала, что со следующего года ретротуры в петербургские пригороды станут обычным явлением.
     В Ораниенбауме вокруг паровоза собралась толпа. Для большинства "огнедышащий исполин" был неким экзотическим явлением. А на глазах некоторых людей старшего поколения блестели слезы: паровоз возвращал их в давно ушедшие времена молодости... На автобусе и пешком все пассажиры ретропоезда от вокзала направились к берегу залива, к памятнику балтийцам - защитникам Ораниенбаумского плацдарма. Здесь также состоялся небольшой митинг. Как напомнила В.Мисаилова, возле этого моста в первые годы войны крейсер "Аврора" защищал город, сюда осенне-зимними ночами 1943-го с кораблей и плавсредств высаживались войска и техника 2-й ударной армии для нанесения решающего удара по фашистам. Здесь вдоль побережья курсировали бронепоезда. К сожалению, не удалось найти и привезти с собой в Ораниенбаум ни одного железнодорожника - свидетеля той героической эпопеи. Их заменили на митинге хорошо всем известные С.Яхимович и Б.Боровик, водившие в составе колонны № 48 НКПС поезда с Большой земли по Дороге Победы. А грузы с этих поездов через Лисий Нос и доставлялись защитникам Ораниенбаумского пятачка.
     После возложения цветов к памятнику пассажиры ретропоезда совершили еще одну экскурсию - в Большой дворец, первый из тех, что начали строить вблизи новой столицы в начале XVIII века, и наиболее запущенный. Экскурсанты ознакомились с ходом восстановления помещений дворца и прилегающего к нему парка. А в вагонах-ресторанах готового к отправлению поезда их уже ждали накрытые столики... В общем, по признаниям участников поездки, удачной оказалась как ее мемориальная часть, так и репетиция к будущим ретротурам по пригородам северной столицы.
     На следующий день ветераны-железнодорожники совершили еще одну поездку, на этот раз в более традиционном режиме - электропоездом с Финляндского вокзала - на станцию Ладожское Озеро.

А.Островский

Версия для печати
screenRenderTime=10