СМИ об РЖД

Вагон особого назначения

Железнодорожники начали борьбу за сердце и кошелек состоятельного пассажира. Всем, кому позволяют средства, предлагают путешествовать в купе бизнес-класса, в личном вагоне и даже на персональном поезде

Недавно МПС заказало 15 эксперементальных вагона класса "люкс". В начале 2003 года они начнут курсировать из Москвы в Хельсинки, Адлер, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. В вагонах четыре купе, каждое из которых оборудовано санузлом, душем, кондиционером, аудио- и видеоаппаратурой. В конце вагона предусмотрен бар.
     В субботу с Ярославского вокзала отправится в свой первый в этом году рейс поезд "Русь". Внешне этот состав ничем не отличается от других, разве что вагонов в нем поменьше. На перроне не будет обычной суеты и разношерстой толпы, места в вагонах займет солидная публика. Но самое любопытное то, что "Русь" не имеет постоянного маршрута и следует туда, куда захотят его пассажиры. До недавнего времени путешествовали на этом поезде в основном иностранные туристы. Сегодня состав пользуется растущей популярностью у российской публики, способной оплатить аренду состава и услуги железной дороги. Причем "Русь" - далеко не единственный на сегодняшний день способ путешествовать по железной дороге с комфортом в любую точку страны.
     
     Бизнес-класс
     У российских железных дорог много недостатков, но есть один неустранимый -долго ехать. Из Москвы до Владивостока добираешься семь дней. Бизнесмена, отправляющегося на Дальний Восток по делам, этот срок вряд ли устроит. А вот за состоятельного путешественника можно побороться, предложив ему комфортные условия и дополнительные услуги. В прошлом году на Московской железной дороге решили поставить опыт с целью привлечь богатого пассажира и обнаружили, что желающих проехаться на поезде со всеми удобствами в России немало.
     Первые .экспериментальные вагоны повышенной комфортности появились год назад как раз в составе поезда Москва-Владивосток. По словам заместителя начальника пресс службы Московской железной дороги (МЖД) Наталии Гафаровой, после нескольких рейсов спрос на билеты в этих вагонах превысил предложение, несмотря на то, что цена билета немаленькая - 10 165 рублей (в фирменном купе - 4666, в обычном купе - 3120 рублей). Чтобы привлечь клиентов, железнодорожники оборудовали вагон душевой кабиной, установили микроволновую печь, холодильник и телевизор в каждом купе. При этом санузлы чисты, а проводники проходят строгий отбор.
     Из 44 поездов МЖД аналогичными вагонами оборудованы пока только пять: уже упомянутый состав до Владивостока, а также поезда, следующие до Нижнего Новгорода, Ижевска, Северодвинска и Архангельска. В дальнейшем планируется включить вагоны повышенной комфортности (их еще называют вагонами бизнес-класса) в составы самых популярных южных направлений. К открытию летнего сезона, то есть 2 июня, в трех поездах: Москва-Минск, Москва-Воркута и Москва-Адлер будут оборудованы вагоны эконом-класса. В них не предусмотрена бытовая техника, зато диваны в двухместных купе здесь шире и мягче, а постельное белье новое и хрустящее. Кроме того, каждый пассажир получит горячее питание, чаи или кофе, маленькую бутылочку вина. Стоимость проезда в эконом - классе на 300 рублей больше, чем в обычном СВ.
     
     Люкс на колесах
     Однако путешествие бизнес- или эконом-классом - это, скорее, услуга для людей со средним уровнем достатка. Между тем, и среди людей богатых есть желающие прокатиться по просторам родной страны. Так, например, в прошлом году на отраслевой выставке был представлен вагон класса люкс, разработанный одной из российских фирм. В отличие от вышеописанных загонов, где дополнительные удобства вписывались в стандартную планировку, этот изначально проектировался как люкс. В нем всего четыре купе, каждое имеет собственный санузел с душевой кабиной (здесь использована принципиально новая напорная система подачи воды), индивидуальную систему климат-контроля. В купе могут разместиться от одного до трех человек: мягкий диван раскладывается при необходимости в двухспальную кровать, а третий пассажир может пристроиться на откидной полке. По словам разработчиков, расчет делался на то, что каждое купе будет выкупаться семьей или одним пассажиром полностью, то есть никаких случайных попутчиков. Установленные в каждом купе аудио- и видеосистемы позволяют использовать любые носители (кассеты, DVD, CD), а жидкокристаллический монитор обеспечит хорошее качество изображения. Кроме того, предусмотрен выход в Интернет. Провести время можно и в баре, который расположен в конце вагона. Как стало известно "Итогам", Министерство путей сообщения уже заказало 15 таких вагонов, и в начале следующего года они начнут курсировать из Москвы в Хельсинки, Адлер, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Стоимость проезда для каждого пассажира будет в полтора-два раза выше, чем в обычном купе.
     Если вагоны люкс - это хоть и недалекая, но перспектива, то так называемые вагоны-салоны (или VIP) - реальность. Вагон VIP предназначен для индивидуального пользования. Внешне он не отличается от остальных, зато внутри это апартаменты, состоящие из спальни с огромной кроватью, кабинета, оборудованного компьютером и спутниковой связью, конференц-зала, купе секретаря, купе охраны, ванной и кухни. Аренда вагона стоит около 200 долларов в сутки, а еще нужно уплатить провозные платежи, то есть выкупить билеты СВ до выбранного пункта на значения. Отправиться в этом вагоне можно в любую точку страны, достаточно заключить договор с МЖД. В документе оговаривается маршрут, при необходимости заключаются соглашения с другими отделениями железной дороги (если вагон выезжает за пределы Московской дороги), после чего назначается дата отправления. Вагон прицепляют к поезду, следующему в нужную точку, а по прибытии ставят на запасной путь, где он может находиться столько, сколько необходимо арендатору.
     По словам начальника подразделения дирекции по обслуживанию пассажиров МЖД Михаила Тюрина, курирующего использование коммерческих вагонов, эти "отели на колесах" пользуются хорошим спросом. "Из 25 вагонов, которыми располагает Московская железная дорога, на сегодняшний день нет ни одного свободного. Очередь расписана до осени, но в принципе арендовать вагон несложно, надо только обратиться к нам заранее", - сообщил он "Итогам". Информация об арендаторах строго конфиденциальна, но, по некоторой информации, VIР - вагонами в этом сезоне собираются воспользоваться Алла Пугачева, Владимир Жириновский и несколько нефтяных магнатов. Кроме того, эти вагоны пользуются популярностью у членов правительства.
     Но путешествовать можно не только в собственном вагоне, но и в поезде помянутый в начале поезд "Русь" оказывает именно такие услуги. Чаще всего этот состав арендуют туристические компании, в основном иностранные. Уже несколько лет путешествие из Европы через Россию в Китай на поезде "Русь" предлагают английская, немецкая и швейцарские фирмы. Иностранные путешественники платят за экзотический тур от 5 тысяч долларов.
     С недавнего времени "Русью" стали пользоваться и соотечественники. МЖД сдает состав в аренду компаниям и фирмам, желающим сплотить своих сотрудников корпоративным путешествием. В составе шесть вагонов СВ (на три купе - одна туалетная комната), три вагона-ресторана, оформленных в русском, грузинском и прибалтийском стиле с соответствующей кухней, бытовой вагон с душевыми, стиральными машинами, гладильными досками и парикмахерской и вагон-бар, где можно не только выпить, но и потанцевать под "живую музыку". Поездка за пределы страны потребует оформления дополнительного пакета документов и соответствующих платежей. Вообще же, аренда каждого вагона (в зависимости от типа) стоит от 130 до 200 долларов в сутки. И хотя в итоге сумма получается немалая, расписание "Руси" якобы составлено на полгода вперед.
     При всем желании железнодорожников обеспечить приличные условия тем, кто может и хочет себе это позволить, дальнейшие перспективы этого начинания под большим вопросом. Во-первых, "улучшенные" (кроме бизес-класса) вагоны - это старые вагоны немецкого производства, сделанные десятки лет назад в дружественной ГДР. Эти сооружения на колесах, хоть и находятся а приличном состоянии, но морально давно устарели. Ни в какое сравнение с уровнем как западной, так и восточной "железнодорожной" мысли они не идут. Да и экономический эффект от их эксплуатации пока более чем скромный.
     По словам советника министра путей сообщения Константина Пашкова, вагоны повышенной комфортности на сегодняшний день сверхрентабельны, но говорить о том, что с их помощью можно кардинально изменить ситуацию с пассажирскими перевозками, в целом являющимися убыточными, смешно. "Количество этих вагонов исчисляется тремя-четырьмя десятками. При тех объемах перевозок, которые осуществляет МЖД, это несущественно, - говорит Константин Пашков. - На VIP и люкс есть очереди, но если появятся еще 20-30 таких вагонов, то не факт, что предложение не превысит спрос. Мы находимся в состоянии эксперимента и в этом году получили первые экономические результаты. Важно, что эти вагоны до переоборудования вообще стояли в депо и приносили только убытки, теперь же они дают прибыль, позволяющую их содержать, обновлять и платить людям зарплату. То же самое можно сказать о вагонах повышенной комфортности. Какими темпами будет развиваться это направление услуг дальше, во многом зависит от результатов эксперимента".

Ирина МЕЛЬНИКОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1