СМИ об РЖД

Профи особого профиля

Уже в этом году Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) планирует открыть двери для тех, кто желает получить эту поистине уникальную профессию. В настоящее время, по предварительным данным, народному хозяйству страны требуется около 40 тысяч специалистов этого профиля. Ведь для России наиболее перспективный путь - инновационный, путь обновления. И наконец-то это поняли, кажется, все.
     Обеспокоенность дефицитом кадров в этой области еще весной прозвучала на совместном заседании Совета безопасности, Президиума Госсовета и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, обсуждали эту проблему и в Госдуме.
     
     - Острую потребность в таких специалистах испытывают и железные дороги, - говорит профессор МИИТа Валентина Тарасова. - Ведь повысить устойчивость работы транспортной системы страны, безопасность движения поездов, решить другие важные задачи практически невозможно без специалистов, которые не только обладают глубокими инженерными знаниями, но и знают методы управления инновационным бизнесом.
     
     Специалисты по управлению научно-техническими инновациями смогут квалифицированно проводить экспертизу технических заданий, участвовать в разработке программ технического переоснащения и развития отрасли, активно способствовать внедрению новых технологий и современного оборудования на предприятиях железнодорожного транспорта и промышленности. Это потребует от них качеств лидера. Внедрять новшества в производство не так-то просто. И уже сегодня можно говорить о том, что такие специалисты могут быть потенциальным резервом руководящих работников отрасли. Специальность перспективная и, можно сказать, элитная.
     Большую поддержку Валентине Тарасовой и другим членам инициативной группы преподавателей оказывал ректор МИИТа профессор Борис Лёвин. Практически четыре года он создавал все условия для их работы, помогал убеждать руководителей железнодорожного транспорта всех уровней в том, что университету необходимо интегрироваться в отечественную и мировую инженерную образовательную систему, а значит, разрабатывать собственные междисциплинарные программы подготовки специалистов и перенимать лучшие образовательные инновационные идеи других инженерных институтов. Координировал работу с вузами, которые также волновала эта проблема.
     Миитовцы совместно с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Государственным университетом управления и Российским государственным университетом инновационных технологий и предпринимательства разработали профессиональный образовательный стандарт и примерный учебный план подготовки специалистов по управлению инновациями.
     Для того чтобы оценить производственный и коммерческий потенциал инновационного продукта, студентам впервые будут читаться такие дисциплины, как "Технологические и инженерные основы инновационной деятельности", "Управление малым инновационным бизнесом", "Инфраструктура нововведений", и другие. Из курса "Управление качеством" будущие специалисты узнают, как готовить материалы для сертификации и внедрения новых технологий.
     
     - Наш университет первым из железнодорожных вузов России занялся этой проблемой и получил надежную поддержку, - подчеркнула Валентина Тарасова. - Предложение создать новое направление подготовки специалистов для инновационной сферы, а в качестве пилотной открыть специальность "Управление инновациями", одобрено Научно-методическим советом по вопросам подготовки кадров для инновационной деятельности, а также рядом органов исполнительной власти и академическими структурами. Совет создан совместным приказом Миннауки РФ и Минобразования РФ.
     
     Исследования миитовцев говорят о перспективности начатого дела. Социологический опрос, проведенный ими на Московской, Северной, Горьковской и Юго-Восточной дорогах, показал, что специалистов по управлению научно-техническими инновациями уже сегодня готовы принять на работу в локомотивных, вагонных депо, дистанциях пути, в отделениях дорог, а также в службах технической политики и даже в научно-исследовательских институтах отрасли. Спрогнозированы потребности в этих выпускниках вплоть до 2011 года - от 5 до 10 человек ежегодно. А в МИИТе уже думают и о целесообразности профессиональной переподготовки специалистов и руководителей железнодорожного транспорта в рамках повышения квалификации, получения дополнительного или второго высшего образования.

Виталий Тетерятник

Версия для печати
screenRenderTime=1