СМИ об РЖД

Транспортная и академическая наука: углублять взаимодействие

Высшим научным учреждением Российской Федерации и одним из ведущих центров мировой науки является Российская академия наук. Основная цель ее деятельности - проведение исследований для получения новых знаний о законах развития природы и общества, способствующих технологическому, экономическому и социальному развитию страны.
     Развитие Академии наук тесно связано с историей России. Например, проводившиеся в стране после 1990 г. преобразования весьма отрицательно отразились на Академии наук. Финансирование ведущих академических институтов сократилось в 10-12 раз, указы президента по науке, Закон о науке не выполнялись.
     К чести Министерства путей сообщения, его руководства следует особо отметить глубокое понимание ими роли науки для железнодорожного транспорта. Благодаря сохранению государственной структуры железнодорожного транспорта и своевременному созданию фонда для финансирования научных исследований наша отраслевая наука пережила наиболее сложный период 1990-1999 гг. в относительно благоприятных условиях.
     Ситуация в стране в сфере науки начала улучшаться с 1999 г. Стали полностью выполняться финансовые обязательства правительства в отношении академической науки, более активно использоваться научный потенциал страны.
     То, что российский железнодорожный транспорт по своим производственным и технологическим показателям занимает передовые позиции в мире, в значительной степени определяется мощной научной базой его развития. Основные научные разработки, широко внедряемые на железных дорогах, базируются на фундаментальных исследованиях Академии наук.
     Академическая наука имеет значительные достижения, которые могут эффективно использоваться на транспорте. Вот некоторые примеры таких работ в период 1991-2001 гг.:
     - получение из угля дизельного топлива, более дешевого, чем из нефти;
     - исследования по проблемам обеспечения безопасности технических объектов и сложных технических систем;
     - практические задачи по оценке изнашивания трущихся сопряжении, совершенствованию технологий упрочнения поверхностей трения и выбору оптимальных параметров микрогеометрии контактирующих поверхностей, тепловая динамика трения;
     - методы акустического проектирования малошумных машин и транспортных средств;
     - расчет конструкций и сооружении с учетом интенсивных сейсмических и взрывных воздействий;
     - обширный комплекс исследований в области роботов различного назначения;
     - аэрокосмический мониторинг оценки экологической безопасности различных объектов, в том числе расположенных на железных и автомобильных дорогах.
     Мощным аккумулятором научных достижений является железнодорожный транспорт. Именно он связывает воедино великую страну, которой с ее необъятными просторами и климатическими условиями издавна предназначено быть уникальной железнодорожной державой, где приоритетны высокие скорости движения, сокращающие сроки доставки грузов и пассажиров. Оптимальная организация работы железных дорог и их дальнейшее развитие возможны только на самой современной научной основе. Повышать надежность и эффективность функционирования такой сложной системы, как железнодорожный транспорт, сегодня следует с широким использованием цифровых информационных технологий.
     Определение предельных возможностей роста скорости движения и массы поездов, установление соответствующих норм содержания пути, параметров и конструктивных характеристик подвижного состава требуют изучения динамических процессов в поездах, устойчивости колесных пар на рельсах с использованием специальных математических методов. При этом необходимо учитывать, что процессы движения по рельсовой колее более сложны, чем по воздуху, на море и в космосе.
     Огромная материалоемкость железнодорожного транспорта определяет высокую эффективность работ по снижению износа пути и подвижного состава, повышению уровня эксплуатационной работы, ускорению обращения локомотивов, вагонов и др. Не случайно этим вопросам большое внимание уделяют не только научные центры МПС, но и инженерно-техническая общественность железных дорог.
     Предстоящее реформирование железных дорог требует более глубокого экономического подхода к методам проведения реформ и работе в новых условиях. Мы не имеем права ошибаться в решении связанных с этим проблем.
     Возрастающая роль науки на железнодорожном транспорте приводит к необходимости ориентироваться не только на научные организации МПС, но и требует более активного привлечения потенциала Академии наук и промышленности к решению назревших транспортных проблем. Если роль машиностроения, электротехнической, металлургической и других отраслей промышленности на транспорте очевидна, то об использовании фундаментальных достижений академической науки хорошо знают только ученые и разработчики, использующие их для решения прикладных задач.
     Целесообразно привлечь к сотрудничеству по прямым договорам с МПС или его научными учреждениями такие академические организации, как Институт проблем механики, Институт машиноведения, Институт проблем транспорта, Институт проблем управления, Институт прикладной физики, Институт сверхпластичности металлов и др.
     Уже сегодня академическая наука готова своими силами или совместно с учеными-железнодорожниками работать по следующим направлениям:
     - повышение ресурса и безопасности эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта;
     - исследование динамики поезда, разработка предложений по совершенствованию конструкций подвижного состава и пути, снижающих вероятность аварийных ситуаций;
     - методология построения геоинформационной модели железнодорожного транспорта, рациональная система управления процессом перевозок;
     - инвестиционная политика МПС России в условиях реализации структурных реформ;
     - информатизация процесса реформирования отрасли, разработка процесса мониторинга;
     - разработка новых фрикционных узлов тормозных систем подвижного состава;
     - создание буксовых подшипников для скоростных поездов;
     - совершенствование систем подвешивания железнодорожных экипажей для повышенных скоростей движения, оснащение рабочих мест машиниста сиденьями с пневмоподвеской;
     - создание нового поколения средств неразрушающего контроля рельсового пути и диагностики его геометрии, износа и напряженного состояния, разработка методов анализа эхографической информации;
     - приборы и приборные системы на основе лазерных оптоэлектронных методов измерения геометрических размеров;
     - обеспечение надежности действия электронных и микропроцессорные систем управления движением поездов.
     Эти предложения сформулированы на основании решения совместного заседания Координационного совета по техническим наукам при Российской академии наук и руководства МПС РФ от 30 мая 2001 г. К сожалению, они не нашли достаточного отражения в плане НИОКР МПС 2002 г., так как до конца не были решены необходимые организационные вопросы. А решение требуется очень простое - к формированию плана таких работ, наряду с научными учреждениями и вузами железнодорожного транспорта, целесообразно на общих основаниях привлекать и учреждения Академии наук.
     Более глубокое взаимодействие отраслевой и академической науки будет способствовать избранию ведущих ученых транспорта, обогативших своими научными трудами отечественную и зарубежную науку, в состав Академии. Достойному представительству транспорта в Академии наук способствовало бы выделение вакансий по специальности "Транспорт".

В.Г. ИНОЗЕМЦЕВ, член-корреспондент Российской академии наук

Версия для печати
screenRenderTime=4