СМИ об РЖД

15.01.2003"Газета"

В пользу бедных

перераспределяет МПС тарифы на пассажирские перевозки

Как считают в МПС, новая тарифная политика выгодна в первую очередь пассажирам. Заранее зная, какие цены будут действовать в какой период, человеку, собравшемуся воспользоваться услугами железнодорожников, проще рассчитать семейный бюджет. Причем заранее объявлены тарифы как на социальные перевозки - в плацкарте и общем вагоне, так и на коммерческие - в СВ и купе. Коэффициенты для социальных перевозок утверждены правительственным регуляторам - Федеральной энергетической комиссией.
     Коммерческие же тарифы, начиная с 2000 года, устанавливает руководство МПС, и растут они вдвое быстрее. За счет обеспеченных граждан, готовых платить за комфорт в пути, железнодорожники пытаются закрывать дыры в бюджете МПС. В результате цены на СВ, особенно на поездки из отдаленных регионов, зачастую мало отличаются от стоимости авиаперевозок. Тем не менее в прошлом году убытки от пассажирских перевозок составили 52 млрд. рублей. Причем их вполне можно назвать плановыми. Так, государство по-прежнему не готово платить за льготников - военных, ветеранов, пенсионеров. Около 100 маршрутов поездов в отдаленные районы Сибири или Забайкалья также планово-убыточны, но отказаться от них государство не может. Плюс к тому предельные уровни тарифов на пассажирские перевозки, устанавливаемые правительством, в течение последних лет не позволяют закончить год с прибылью, утверждают в МПС. По итогам 2002 года прибыль (в 10-15%) принесли только СВ. Купе дают 20% убытков, социальные перевозки - до 50%. До 90% убытков дают и пригородные перевозки. Впрочем, зачастую в убытках повинна и сама монополия. В Минэкономразвития не раз указывали на то, что руководство МПС не торопится снижать издержки, отказывается от проведения тендеров по закупкам деталей и продуктов питания. А также всячески препятствует развитию конкурентных бизнесов, а том числе в пассажирских перевозках.
     Самый простой выход из ситуации - переложить проблемы на обеспеченных пассажиров. Так, в 2003 году рост цен для этой категории граждан составит 20%, обещают в МПС. Но это в среднем: для пассажиров купе и СВ также предусмотрены льготные периоды. Как пояснили в министерстве, график гибкого регулирования утвержден с учетом спроса на перевозки. Разброс цен на одном и том же направлении в вагоне одного и того же типа в течение года может составить 50%. Так, на маршруте Москаа - Новосибирск стоимость билета в СВ может составлять от 2500 до 5220 рублей.
     Аналогичная ситуация и с купе. Возможно, МПС запросило бы с богатых клиентов и больше, но в этом случае они предпочтут пользоваться услугами авиаперевозчиков. Железнодорожники уже научены горьким опытом: после повышения цен в январе прошлого года пассажиропоток иссяк. Тогда пришлось срочно снижать тарифы.
Тематика: Тарифы
Версия для печати
screenRenderTime=1