СМИ об РЖД

Терминал не закачался в бюджет

Правительство не может найти 100 млрд руб. для проекта НОВАТЭКа.

В правительстве возникли разногласия относительно источника почти 100 млрд руб. на строительство терминала "Утренний" в Обской губе для проекта НОВАТЭКа по сжижению природного газа "Арктик СПГ-2". По данным "Ъ", курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов считает, что речь должна идти о дополнительном выделении средств в бюджете на 2020-2022 годы, тогда как Минфин выступает за перераспределение денег в рамках нацпроекта по инфраструктуре.

Как стало известно "Ъ", чиновник так и не нашли почти 100 млрд руб. на строительство терминала "Утренний" в Обской губе. Это следует из протокола заседания проектного комитета транспортной части комплексного плана развития инфраструктуры от 1 июля под председательством вице-премьера Максима Акимова. На базе терминала должен быть построен второй СПГ-завод НОВАТЭКа мощностью 19,8 млн тонн в год и стоимостью около $21 млрд. Завод появится в рамках нового проекта "Арктик СПГ-2" на базе Утреннего месторождения с запасами 1,3 трлн кубометров газа. Его запуск запланирован на 2023-2025 годы.

Поскольку портовая инфраструктура по закону принадлежит государству, финансировать ее создание должен бюджет. Общий объем финансирования составит 103,6 млрд руб., из которых 4 млрд руб. нужно на дноуглубление в Обской губе, а остальное – на сам терминал. Деньги на дноуглубление удалось получить, перебросив их со строительства атомных ледоколов, однако вопрос с основной суммой не решен. Первое поручение найти деньги премьер Дмитрий Медведев дал еще в декабре 2018 года.

Как следует из документа, Минфин и Минэкономики до 12 июля должны согласовать проект постановления правительства о выделении бюджетных средств на строительство терминала.

В Минфине сообщили "Ъ", что "вопрос перераспределения средств будет рассмотрен при формировании бюджета 2020-2022 годов". По словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, Минфин настаивает на том, чтобы средства на терминал "Утренний" были выделены в рамках комплексного плана магистральной инфраструктуры (нацпроект с бюджетным финансированием в размере 2,3 трлн руб. в 2019-2024 годах). В марте РБК писал о том, что Минфин предлагал финансировать "Утренний" за счет средств, предназначенных на высокоскоростную магистраль (ВСМ) "Москва – Казань".

Однако Максим Акимов был против такого перераспределения, подчеркивая, что решение не принято. С тех пор проект ВСМ отменили, и идет изучение варианта строительства магистрали до Санкт-Петербурга. Представитель Максима Акимова уточнил "Ъ" 10 июля, что в дискуссии вокруг "Утреннего" речь идет именно о дополнительных бюджетных деньгах. Источник "Ъ" в правительстве полагает, что "с учетом профицита бюджета Минфин мог бы найти дополнительные средства".

За строительство терминала "Утренний" в правительстве отвечает "Росатом", который в конце прошлого года стал единым инфраструктурным оператором Севморпути (СМП). В госкорпорации заявили "Ъ", что не располагают информацией об источниках финансирования "Утреннего", но подали соответствующую заявку в рамках процесса формирования бюджета на 2020-2022 годы. Деньги на дноуглубление, требовавшиеся уже в 2019 году, найдены, потребность в финансировании в 2020 году составляет 33 млрд руб., в 2021 году – 33,8 млрд руб., в 2022 году – 33 млрд руб., пояснили в госкорпорации. Там также отметили, что ситуация с дефицитом бюджетных средств пока не повлекла каких-либо проблем, связанных с реализацией проекта.

В НОВАТЭКе "Ъ" заявили, что компания по запросам госорганов передала "все сведения и документы, необходимые для начала реализации проекта "Арктик СПГ-2", включая проведение дноуглубительных работ в акватории терминала в 2019 году". Там также отметили, что "правительство последовательно выполняет поручения президента РФ, направленные на увеличение грузооборота по СМП до 80 млн тонн в год к 2024 году", в том числе и создание федеральной инфраструктуры терминала "Утренний".

В отличие от большинства крупных инфраструктурных проектов, требующих господдержки, у проектов НОВАТЭКа четко измеримый экономический эффект и высокий уровень конкурентоспособности, а также сроков и качества строительства, говорит гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Поэтому, считает он, выделение дополнительного бюджетного финансирования для терминала "Утренний" представляется весьма вероятным.

 

Веденеева Анастасия

Версия для печати
screenRenderTime=1