СМИ об РЖД

Двигатели обсудили начистоту

Компания "РЖД" готовит производителей к новым экологическим стандартам.

Как стало известно "Гудку", эксперты ОАО "РЖД" разработали экологические требования к перспективному тяговому подвижному составу, который будет работать на сети.

По словам заместителя генерального директора АО "ВНИИЖТ" Романа Мурзина, прежние требования к локомотивам по выбросам и шумам были приняты при разработке Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) более 10 лет назад и теперь нуждаются в корректировке, ведь экологическая политика в стране постепенно, но постоянно ужесточается. "Изменился подход: мы не излагаем перспективные конструкторские решения, а прописываем функциональные требования к подвижному составу, и экология здесь не на последнем месте, – отметил Роман Мурзин. – В данный момент мы уже определили основные требования к электровозам и тепловозам, которые разрабатываются у нас сейчас для условий Восточного полигона и начнут работу там после 2025 года".

Сегодня разрабатываются и требования к пассажирским, перспективным контейнерным локомотивам, а также к перспективным гибридным электропоездам для скоростных межрегиональных перевозок. Затем эти экологические параметры во взаимоувязке с техническими и ценовыми показателями будут обсуждаться с производителями железнодорожной техники.

В части экологических требований конструкция перспективного электровоза должна исключать утечку смазки в окружающую среду, предусмотрена санитарно-гигиеническая система промывки и дезинфекции санузла, которая будет производиться в депо. По шумам предельно допустимый уровень при движении со скоростью, равной 2/3 от конструкционной на расстоянии 25 м от пути (санитарно-защитная зона) должен быть не более 84 децибел (дБА) на бесстыковом пути и не более 87 дБА на звеньевом.

Такие же шумовые критерии предусмотрены и для тепловоза, однако для этого типа локомотива выбросы вредных веществ из двигателя будут соответствовать ГОСТ-33754 (это межгосударственный стандарт на "пространстве 1520"), а сама силовая установка должна иметь возможность применения природного газа в качестве топлива при минимальном изменении конструкции. В целом экологические требования на 10–15% выше, чем те, что существуют сейчас.

По словам профессора кафедры "Техносферная безопасность" Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Ольги Копытенковой, уже в ближайшей перспективе наши законодатели планируют переходить на международные нормы, которые, в свою очередь, исходят из уровня шума до 65 дБА. "Это означает, что сам локомотив не должен шуметь больше, чем 75 дБА. Остальное шумовое воздействия на границе зоны возможно будет снизить за счет пассивных технических средств, таких так противошумовые экраны, зеленые насаждения, специальные окна для зданий, – сказал эксперт. – В этом случае в судах можно будет доказать, что подвижной состав соответствует требованиям по уровню шума".

Роман Мурзин согласился, что ужесточение требований нужно будет обсуждать в дальнейшем с производителями тягового подвижного состава. Сами же они замечают, что новые экологические требования удорожат стоимость как самого локомотива, так и его эксплуатацию. "У нас есть двигатели для тепловозов, которые соответствуют параметрам, однако это предполагает более дорогую малосернистую солярку, бесцинковое и бесхлорное масло, которое дороже обычного на 25%, – отметил начальник управления развития двигателестроения АО "Трансмашхолдинг" Александр Терехин. – Достаточно сказать, что, когда мы сертифицировали этот двигатель, топливо для него везли из Германии. Кроме того, по технологии у тепловоза каждые 92 дня необходимо менять масло и фильтры. Наши железные дороги нужно еще готовить к эксплуатации такой техники".

По результатам слушаний по проблемам экологии на железнодорожном транспорте, которые прошли в июне в ОПЖТ, были вынесены рекомендации о создании рабочей группы, включающей производителей железнодорожной техники, ремонтных и сервисных организаций, по введению поэтапного изменения технических требований к подвижному составу в сфере экологической безопасности. Кроме того, предложено организовать совещание с главными конструкторами компаний для выработки решений, которые позволят поэтапно вводить необходимые технические требования к перспективному подвижному составу.

 

Сергей Плетнёв

Тематика: Экология
Версия для печати
screenRenderTime=0