СМИ об РЖД

В фокусе внимания

Состоялось заседание общественного совета при Росжелдоре.

Один из вопросов касался перспективы реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта. Согласно майскому указу Президента России Правительство РФ планирует направить на реализацию национальных проектов огромные средства, в том числе на создание новой и реконструкцию существующей транспортной инфраструктуры, включая проекты с использованием механизма ГЧП. Росжелдор выступает концедентом и публичным партнером по всем федеральным проектам развития железнодорожного транспорта, реализуемым или планируемым к реализации на принципах ГЧП.

Как рассказал начальник управления экономики и финансов Росжелдора Игорь Зяблицкий, первое концессионное соглашение по развитию железнодорожной инфраструктуры для нужд порта Тамань было подписано Росжелдором и компанией "Таманьнефтегаз" (входит в группу компаний "Отэко") в июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме. Инициатором проекта стал частный инвестор, который развивает порт Тамань. Данная концессия реализуется без средств федерального бюджета.

Росжелдор также выступает концедентом еще по двум проектам: строительства линии Элегест – Кызыл – Курагино и развития железнодорожного Северного широтного хода. Реализация этих концессионных соглашений идет непросто. Стоимость объектов в действительности оказалась выше первоначально заявленной, приходится пересматривать финансовые модели. Тем не менее, подчеркнул Игорь Зяблицкий, эти дорогостоящие проекты очень важны для развития железнодорожного транспорта, привлечение средств частных инвесторов для их реализации необходимо. В настоящее время принимаются все меры для того, чтобы эти концессии состоялись и названные объекты были построены.

Кроме того, инвестиционная программа ОАО "РЖД" содержит ряд перспективных ГЧП-проектов (развитие участка железной дороги Улак – Эльга, строительство линии Самара – Курумоч – Тольятти и др.), на которые могут потребоваться федеральное софинансирование и, соответственно, оценка эффективности таких инвестиций со стороны государства.

На заседании общественного совета был рассмотрен вопрос об организации единого образовательного пространства для отраслевых вузов. Задачи по сохранению и развитию кадрового потенциала, совершенствованию единой интегрированной отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров отражены в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Достижению поставленных в документе целей должен способствовать процесс унификации образовательного пространства в подведомственных Росжелдору вузах.

По словам начальника управления учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора Георгия Меркулова, для перехода на новые требования в 2017-2018 годах в рамках работы Учебно-методического совета железнодорожного транспорта вузами Росжелдора совместно с Российским университетом транспорта (МИИТ) были разработаны и отправлены на утверждение в Минобразования и науки РФ примерные учебные планы по железнодорожным специальностям, соответствующие образовательным стандартам третьего поколения.

Переход на учебные планы ФГОС 3 – , согласованные всеми железнодорожными вузами, позволяет распространить единое образовательное пространство в части железнодорожных специальностей на все вузы Росжелдора. Таким образом, обучение студентов будет проходить по схожим на 90% образовательным программам.

В общественный совет при Росжелдоре поступило обращение от группы жителей города Тихорецка. Они просят установить общественный контроль за ремонтом и реставрацией здания вокзала Тихорецкая, являющегося объектом культурного наследия. С 2006 года здание находится в законсервированном виде. Обслуживание пассажиров организовано в кассовом павильоне.

В чем же причина такой продолжительной проволочки с восстановлением вокзала Тихорецкая? Как рассказал начальник службы инвестиций Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО "РЖД" Владимир Демура, за время существования вокзала изменились требования к устойчивости зданий и сооружений, в том числе и к вокзальным постройкам. Иными стали требования к подобным объектам и по транспортной безопасности. Для предотвращения разрушения здания в 2016-2017 годах были укреплены несущие конструкции, фундамент, заменено кровельное покрытие.

Однако в рамках ремонта выполнить все работы, необходимые для восстановления функций вокзала, невозможно, нужна его реконструкция. Стоимость проекта – 750-800 млн руб. Недавно ОАО "РЖД" утвердило задание на реконструкцию вокзала. При ее проведении важно не только сохранить первоначальный облик здания с 150-летней историей, но и сделать вокзал более функциональным.

Восстановление объекта культурного наследия – дело не только железнодорожников, но и региональных властей. Если каждая из сторон примет в нем какое-то участие, объект сразу приобретет статус приоритетного, считает Владимир Демура. Со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

 

Озун Артем

Версия для печати
screenRenderTime=2