СМИ об РЖД

Казань против Петербурга

Этот маршрут рассматривается параллельно с Петербургом, сообщил Белоусов.

Российские власти весной заявляли, что отложили строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в направлении Казани и вернулись к давнишней идее построить ВСМ "Москва – Санкт-Петербург". (Первый документ, утверждавший ее строительство, подписал президент Борис Ельцин в 1991 г.)

Однако в четверг на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2019) помощник президента по вопросам экономики Андрей Белоусов сообщил "Ведомостям", что рассматриваются по-прежнему оба маршрута, а выбор будет сделан до конца нынешнего года.

Белоусов объяснил, что оба проекта дорогостоящие и конкурируют за государственное финансирование. Проект ВСМ в направлении Казани не отвергнут, говорил и зампред правительства Максим Акимов, отвечающий за инфраструктуру.

Первый проект, ВСМ до Казани, достаточно хорошо проработан РЖД, говорит Белоусов, но сомнителен с точки зрения экономической эффективности – хватит ли пассажиропотока. ВСМ "Москва – Санкт– Петербург", продолжает помощник президента, не вызывает сомнений с точки зрения экономической эффективности и пассажиропотока, но маршрут не проработан.

Акимов в интервью "Ведомостям" оценивал каждую из магистралей – и до Казани, и до Санкт-Петербурга – примерно в 1,5 трлн руб. В ценах лет строительства только ВСМ до Санкт-Петербурга оценивается в 1,7 трлн руб., говорил "Ведомостям" человек, близкий к РЖД. ВСМ в Казань участники проекта оценивали в 1,6 трлн руб., а ее первый участок, от Железнодорожного в Московской области до Гороховца Нижегородской области с возможностью затем добраться до Нижнего Новгорода, – в 621,5 млрд руб.

Полностью завершить подсчеты правительство надеется к концу лета.

Один из этих проектов будет выполнен хотя бы для того, чтобы отработать технологию высокоскоростного движения, объяснил Белоусов и сообщил, что на исполнение проекта ВСМ рассчитывает и вице-премьер Акимов. Помощник президента, правда, тут же предупредил, что достроить магистраль до конца президентского срока может и не получиться: "Не знаю, успеем ли закончить, но думаю, что до конца 2024 г. (строить) начнем".

По словам Акимова, строительный цикл для любой из двух магистралей – 4,5 года. Он предлагает строить сразу обе магистрали. "Объединенная модель ВСМ "Санкт-Петербург – Москва – Казань" значительно лучше с точки зрения финансовой устойчивости и пассажиропотока, – говорил зампред правительства в интервью "Ведомостям". – Мне бы хотелось мечтать, что (движение откроется) до 2027 г.".

10 апреля президент Владимир Путин поддержал просьбу врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора РЖД Олега Белозёрова начать проектировать ВСМ в Санкт-Петербург. "Согласен", – начертал президент на их письме. Проект полностью отвечает требованиям майского указа, поможет развитию Санкт-Петербурга и петербургской городской агломерации, убеждали Путина авторы письма. ВСМ сократит время в пути до двух часов, а пассажиропоток между двумя городами вырастет втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год, приводили они аргументы.

Железная дорога начинает выигрывать у авиации, когда время в пути на поезде сокращается менее чем до трех часов, говорил в феврале в интервью "Ведомостям" министр экономического развития Максим Орешкин: снизится нагрузка на перегруженные авиаузлы в Москве и Петербурге, появится возможность вернуть на базовую ветку Москва – Петербург грузы, вынужденные из-за скоростного движения медленно идти в объезд.

Решение президента воспринято как отказ от ВСМ в направлении Казани, говорили участники проекта ВСМ "Ведомостям".

Руководитель аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко сказал "Ведомостям", что пассажиропоток на маршруте Москва – Казань был оценен консервативно, т. е. не был завышен. Но он не исключил, что экономическая эффективность ВСМ до Санкт-Петербурга может оказаться выше, чем ВСМ до Казани.

Сейчас идет проработка технико-экономического обоснования маршрута ВСМ в Санкт-Петербург, потом начнется проектирование, после чего может быть принято решение о строительстве, говорит человек, близкий к РЖД.

Проектные работы по ВСМ "Москва – Казань" завершены, документация по участкам магистрали направлена в Главгосэкспертизу, сообщили в РЖД. Предпроектные расчеты по ВСМ "Москва – Санкт-Петербург", выполненные ранее, будут актуализированы, уточнили в компании.

Такой проект, как высокоскоростная магистраль, рассматривается не столько в призме прямой экономической эффективности или налоговых поступлений, а больше в части совокупного влияния, в том числе на сопутствующие отрасли (металлургия, производство строительных материалов, подвижной состав), говорит партнер PwC Михаил Баженов. Но прежде всего это качество жизни и повышение мобильности населения, указывает он.

 

Адамчук Ольга

Версия для печати
screenRenderTime=1