СМИ об РЖД

Зарубежным претендентам на "Трансконтейнер" будут выставлены поведенческие ограничения

Иностранным претендентам на контрольный пакет акций ПАО "Трансконтейнер", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", будут выставляться поведенческие ограничения, чтобы не допустить с их стороны покупку оператора для того, чтобы убрать его с рынка в пользу своих морских линейных сервисов.

"Я знаю, что есть желание у нескольких крупных игроков поучаствовать в этой процедуре. Мы будем приветствовать. Есть заявки и от зарубежных участников. Нам очень важно только, чтобы это не было предметом скрытой конкурентной борьбы, которая бы была направлена на обнуление нашего транзитного потенциала", – заявил журналистам вице-премьер РФ Максим Акимов в четверг.

"Я имею в виду заход "давайте мы купим актив и уберем "Трансконтейнер" в пользу перевозки морскими линиями. Конечно, мы за этим очень внимательно будем следить", – добавил чиновник.

Принципиальное решение о продаже "Трансконтейнера" принято, утвержден план подготовки сделки, отметил он. "Вышло поручение мое с планом. Оно разослано по федеральным органам власти. Так или иначе, оно подразумевает подготовку сделки в течение этого года. Мы планируем в течение года эту сделку закрыть, если будут покупатели. По процедуре довольно все понятно", – сказал вице-премьер.

По его мнению, сейчас "хорошее время" для сделки в связи с существенным спросом на подвижной состав для соответствующих перевозок. "У нас приличные темпы роста контейнерного оборота. Эксперты по-разному оценивают перспективы, но, тем не менее, спрос на все виды вагонов, в том числе на универсальные платформы, довольно большой. И мне кажется, что будет реальная конкурентная борьба за этот актив. Если мы правильно выстроим продажу, то есть она будет открытой, конкурентной, без искусственного ограничения состава участников, понятно, что тогда можем получить хороший финансовый результат", – отметил М. Акимов.

При этом он заявил, что не видит и смысла во владении "Российскими железными дорогами" компанией, "которая бы на балансе держала платформы". "Рынок довольно конкурентный, "Трансконтейнер" уже не монополист. Поэтому, мне кажется, что есть хорошие предпосылки, чтобы рынок стал конкурентным, и "Трансконтейнер" жил в рынке", – сказал чиновник. Ранее обсуждался вопрос о создании РЖД альтернативы оператору после его продажи.

Правительство РФ уже не первый год обсуждает продажу 50% + 2 акции оператора. Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин настоял на передаче доли в "Объединенную транспортно-логистическую компанию" (ОТЛК) России, Белоруссии и Казахстана, создававшуюся для транзита контейнерных грузов между Европой и Китаем. Однако с приходом Олега Белозёрова концепция совместного предприятия поменялась: его было решено развивать по принципу asset light (без активов).

После смены руководства монополии кабинет министров согласился на приватизацию пакета акций оператора. Хотя пока формально он и остается у ОТЛК, есть принципиальное решение о его продаже. В 2017 г. вопрос вышел на уровень Игоря Шувалова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера, после дискуссий стали понятны общие контуры сделки.

При этом обозначился достаточно широкий круг потенциальных претендентов на долю. Интерес к активу в разное время обозначали группа UCL Владимира Лисина с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева (в 2017 г. купила 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций и, конечно же, крупнейший миноритарий оператора – FESCO (головная компания – ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контролируемый группой "Сумма" Зиявудина Магомедова и ее партнерами.

Представители последней, владевшей 25,07% акций оператора, выражали активное стремление консолидировать контрольный пакет и считались главными претендентами на актив. В случае покупки оператора планировалось интегрировать с FESCO для создания "национального чемпиона", отмечал, в частности, первый заместитель исполнительного директора "Суммы" Александр Панченко.

Однако в конце 2017 г. 24,5% акций оператора у второго его крупного миноритария – НПФ "Благосостояние" (создано при участии "Российских железных дорог") – выкупило ООО "Енисей Капитал" Романа Абрамовича и Александра Абрамова (сейчас его доля – 24,74%). В марте 2018 г. З. Магомедов и его брат Магомед были арестованы. Им было предъявлено обвинение в организации преступного сообщества, мошенничестве, растрате и незаконном обороте оружия.

В октябре FESCO продала ВТБ 24,84% из своего пакета в операторе, при этом банк заключил форвардный контракт со сторонним инвестором. Его финансовая организация не называет, но на транспортном рынке есть мнение, что долю также приобретут структуры А. Абрамовича и А. Абрамова. Эту мысль косвенно подтверждает и список кандидатов, выдвинутых в совет директоров "Трансконтейнера" от ВТБ для голосования на внеочередном собрании акционеров оператора 18 января (созвано по инициативе "Енисея").

М. Акимов на этом фоне заявлял, что правительство "будет добиваться открытой и прозрачной аукционной продажи пакета целиком". "Если предложение о продаже будет поддержано после доклада руководству страны", стоит ожидать продажи 50% + 2 акций "Трансконтейнера" "максимально конкурентным способом с минимальным объемом ограничений, максимально прозрачно", говорил чиновник. В начале 2019 г. он заявил, что "готовится график продажи, предусматривающий закрытие сделки в течение этого года".

"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 68 тыс. крупнотоннажных контейнеров, около 26 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 40 станциях) и в Словакии, также ему принадлежат 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 железнодорожными терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах.

Версия для печати
screenRenderTime=1