СМИ об РЖД

NPV проекта "БАМ/Транссиб" отрицательная для РЖД, положительная по II этапу

Чистая приведенная стоимость (NPV) проекта по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей составляет "минус 113,4 млрд руб.", срок окупаемости – более 30 лет, говорится в проекте инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" на ближайшую трехлетку, с которым ознакомился "Интерфакс".

"Реализация мероприятий по модернизации "восточного полигона" в силу преобладания грузопотоков преимущественно I тарифного класса (низкодоходных для монополии) и сложных условий эксплуатации линий является коммерчески неэффективной для РЖД", – говорится в документе.

При этом компания отмечает, что "проект демонстрирует бюджетную эффективность" с "существенным мультипликативным эффектом для экономики страны" (в том числе увеличатся налоговые платежи и страховые взносы в бюджеты). Дисконтированный период окупаемости государственной поддержки (171,5 млрд руб.: 150 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния, 21,5 млрд руб. – из федерального бюджета) составляет 10 лет. NPV для бюджета РФ на горизонте 30 лет – 228 млрд руб.

 

Смена состава

Проект по модернизации БАМа и Транссиба призван увеличить вывоз грузов – в основном каменного угля и металлических руд – с основных месторождений региона прохождения линий к 2020 г. на 66,8 млн тонн по сравнению с уровнем 2012 г., до 124,9 млн тонн (к 2018 г. пропускные способности уже выросли до 93,2 млн тонн). Оценки сделаны с учетом намерений грузоотправителей, прогнозов социально-экономического развития РФ и регионов, конъюнктуры внутренних и внешних рынков, они учитывают риски новых майнинговых проектов и планов по созданию терминалов в дальневосточных портах. Паспорт программы правительство утвердило в 2014 г.

Ее стоимость оценивалась в 562,4 млрд руб., из которых 302 млрд руб. должны были выделить "Российские железные дороги", 110 млрд руб. – поступить из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал компании, еще 150 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в обмен на привилегированные акции. Чистая приведенная стоимость тоже была отрицательной – "минус 191,5 млрд руб.", хотя для бюджета РФ также была положительной – 142,4 млрд руб. (дисконтированный срок окупаемости – 20 лет). Фаза строительства была намечена на 2013-2017 гг., эксплуатация – с 2018 г.

Однако реализация проекта затянулась (в частности, из-за задержек в выделении средств ФНБ). В 2017 г. он был актуализирован. Окончание реализации было сдвинуто на 2020 г. Теперь объем инвестиций составляет 520,5 млрд руб., причем бюджетное финансирование сокращено до 21,5 млрд руб.: фактически оно замещено средствами самих РЖД (размер затрат вырос до 349 млрд руб.). Объем средств ФНБ остался тем же – 150 млрд руб. В 2019 г. на проект планируется выделить 76,4 млрд руб. (включая 35,4 млрд руб. с учетом НДС из Фонда, 41 млрд руб. должны поступить от монополии), в 2020 г. – 106,1 млрд руб. (43,8 млрд руб. и 62,3 млрд руб., соответственно).

NPV для "Российских железных дорог" в постановлении оценивается в минус 134,7 млрд руб., для бюджета – в 179,2 млрд руб. (дисконтированный срок окупаемости – 14 лет). В проекте инвестиционной программы компании, правда, приводится другая цифра чистой приведенной стоимости – 228 млрд руб. с пометкой, что "показатели актуализированы в соответствии с параметрами, одобренными 31 июля 2018 г. на комитете по стратегическому планированию совета директоров РЖД, с учетом переноса части мероприятий в профильные проекты на 41,9 млрд руб.". Дисконтированный срок окупаемости – 10 лет.

 

Бенефициары эффектов

Наибольший прирост грузов в период до 2020 г. ожидается за счет увеличения добычи на действующих и разрабатываемых месторождениях Кузбасса (+33,8 млн тонн) и более восточных месторождений (+33 млн тонн). Из последних наиболее крупные угольные – в Якутии: Эльгинское (разработчик – ПАО "Мечел"), Денисовское и Чульмаканское месторождения каменного угля ("Колмар"); железорудные – Кимкано-Сутарское (Еврейская автономная область, IRC), Быстринское (Забайкальский край, "Норильский никель") и Таежное (Якутия, ГМК Тимир", 51% – у Evraz, 49% – у АК "АЛРОСА").

Кроме того, проект предусматривает "расшивку" "узких мест", образующихся в результате роста перевозок. В 2013 г. на "восточном полигоне" она составляла 3,2 тыс. км, при освоении новых месторождений – оценивается в 8,065 тыс. км к 2020 г. (в том числе почти на всем протяжении БАМа – 4,355 тыс. км, и 3,71 тыс. км – на Транссибе), то есть около 75% от всей длины сети в регионе.

Проект призван увеличить пропускную способность западной части Байкало-Амурской магистрали (Тайшет – Тында) с 15 до 27 пар поездов в сутки (с 11,2 до 24,7 млн тонн в год), восточной (Тында – Комсомольск) – с 15 до 23 пар (с 13,8 до 24,6 млн тонн), подходов к Ванино-Совгаванскому узлу (Комсомольск – Ванино) – с 24 до 29 (с 19,3 до 37,1 млн тонн), западной части Транссиба (Тайшет – Бамовская) – с 95 до 123 (с 68 до 98,5 млн тонн), восточной (Бамовская – Находка) – с 82 до 123 (с 78,5 до 125,1 млн тонн).

В общей сложности в рамках проекта планируется построить и реконструировать 91 станцию и 42 разъезда (порядка 120 км), 570 км вторых путей и двухпутных вставок, обновить 71 и возвести 4 тяговых подстанции, соорудить 350 км контактной сети, оборудовать 680 км системой автоблокировки. Кроме того, предполагается модернизировать более 350 искусственных сооружений, около 5 тыс. км пути.

К 2018 г. в постоянную эксплуатацию введены 30 станций (развернутая длина – 141,3 км), 21 разъезд (82,8 км), 150,4 км дополнительных главных путей, 36 тяговых подстанций, 8 постов секционирования, реконструировано 17,2 км контактной сети, 55 мостов, Кипарисовский (Приморский край) и Облученский (ЕАО) тоннели. Уложено земляное полотно на 10 участках, обновлено 4,962 тыс. км пути, сооружено 9 объектов локомотивного хозяйства. В марте 2018 г. завершена проходка нового однопутного Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 км (на границе Иркутской области и Бурятии).

 

Будущее время

CAPEX РЖД на 2018 г. предполагает выполнение работ на 51,2 млрд руб. (21,3 млрд руб. – за счет средств компании, 29,9 млрд руб. – из ФНБ). Планируется построить 20,7 км вторых и 62,3 км станционных путей, оснастить автоматической блокировкой 82,9 км, модернизировать три тяговых подстанции. Кроме того, реконструирован пункт технического обслуживания локомотивов на станции Уссурийск (Приморский край).

Должна быть выполнена реконструкция 11 станций, в том числе Хабаровск-II, Слюдянка-II (Иркутская обл.), Ядрин (Амурская обл.), Эльбан (Хабаровский край), строительство 11 разъездов в центральной части БАМа на участке Хани (Якутия) – Тында (Амурская обл.) – Студенческий, Моховой, Заячий, Морошка, Иванокит и другие. Кроме того, в планах – техническое перевооружение 15 тяговых подстанций, удлинение трех разъездов и на станции Джармен (Амурская обл.), обновление земляного полотна на 6 участках и более 20 искусственных сооружений.

Проект инвестпрограммы РЖД на 2019-2021 гг. предполагает завершение реконструкции Дуссе-Алиньского (Хабаровский край), Керакского (Амурская обл.) и Владивостокского тоннеля, тоннеля под рекой Амур в районе Хабаровска, модернизации участков Карымская – Забайкальск (Читинская обл.) и Нерюнгри (Якутия) – Бестужево (Амурская обл.). Также предполагается закончить развитие Ванино-Совгаванского узла, линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (со строительством двухпутной вставки на перегоне Кото – Джигдаси), станций Забайкальск и Комсомольск-Сортировочный, трех локомотиворемонтных депо в Магдагачи (Амурская обл.), Тынде и Чите.

Как ожидается, завершится реконструкция 23 станций, в том числе Бирофельд (ЕАО), Находка-Восточная, Угольная (Владивосток), Смоляниново, Уссурийск (Приморский край), строительство вторых главных путей на семи участках, включая Эльдиган – Тудур в направлении Ванино-Совгаванского узла. Кроме того, в планах "Российских железных дорог" – развитие инфраструктуры на участке от Махалино до границы с КНР в Приморье.

 

Все выше, выше и выше

Сейчас "Российские железные дороги" готовятся ко II этапу проекта. Он, согласно проекту финансового плана монополии, должен начаться еще до завершения первого. По итогам проекта пропускная способность линий к 2024 г. должна достичь порядка 180 млн тонн в соответствии с "майским" президентским указом. Предполагается, что с основных месторождений "полигона" по магистралям сможет вывозиться 184,7 млн тонн грузов в год (+91,5 млн к уровню 2017 г. или +59,8 млн к 2020 г.). По итогам 2025 г. этот показатель планируется довести до 210 млн тонн (+85,1 млн к уровню 2020 г.).

"В послании Федеральному собранию РФ и в "майском указе" поставлена задача войти в пятерку крупнейших мировых экономик по паритету покупательной способности и увеличить валовый продукт на душу населения в полтора раза к 2024 г. Мы оценили необходимую для этого динамику объемов перевозок. Среднегодовой темп роста погрузки должен составить 3,8%. При этом груз, который может в перспективе обеспечить такое увеличение – это каменный уголь", – говорил в этой связи глава РЖД Олег Белозёров на заседании президентской комиссии по ТЭК, состоявшейся в конце августа в Кемерово.

"Обозначенный прогноз по праву позволяет считать уголь одним из важнейших драйверов развития экономики. Мы полностью согласны с прогнозом Минэнерго, в соответствии с которым спрос на уголь устойчиво растет в долгосрочной перспективе. Этот восходящий тренд подтверждают также угольные компании и портовые терминалы", – добавил он, также отметив, что "значимость угля для РЖД характеризуют цифры: с 2003 г. удельный (его) вес в грузообороте железных дорог вырос с 28% до 43%".

Министр энергетики Александр Новак отмечал на заседании, что устойчивый рост спроса на уголь – прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе – продолжится и на горизонте 2025-2030 гг. и составит не менее 100 млн тонн. Обновленная программа развития отрасли предусматривает добычу 560 млн тонн к 2025 г. в год вместо 460 млн тонн, до 2030 г. – 590 млн тонн против 480 млн тонн (прирост 23-25%), что потребует частных инвестиций в 1 трлн руб., и угольщики подтверждают, что готовы вложить такой объем средств, говорил он.

Рост добычи ожидается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Туве, Хабаровском крае, "учтены" проекты в Забайкальском крае, Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях, уточнял министр. "Суммарные объемы экспортных поставок российского угля в восточном направлении могут увеличиться со 100 млн тонн до 207 млн тонн к 2025 г. В том числе по направлению железнодорожных перевозок – до 195 млн тонн. И здесь ключевой вопрос – снятие ограничений по пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ее электрификации", – добавлял при этом А. Новак.

 

Согласно планам

Согласно проекту финансового плана РЖД, в прогноз грузовой базы II этапа программы "БАМ/Транссиб" заложены планы по наращиванию добычи полезных ископаемых на месторождениях Кузбасса, Восточной Сибири и Дальнего Востока в увязке с "интенсивно развивающейся инфраструктурой" дальневосточных портов. До 2023 г. компания планирует построить 1,364 тыс. дополнительных главных путей, в том числе 1,118 тыс. км – на участках Байкало-Амурской магистрали, 17,8 км – на Транссибирской и еще 228 км – на линии Артышта – Междуреченск – Тайшет (должна обеспечить выход грузов – в первую очередь угля – из Кузбасса и Тувы). Также потребуется создать 32 разъезда (на БАМе), реконструировать 26 станций (4 – на "междуреченском ходу", 7 – на БАМе, 15 – на Транссибе).

С учетом развития портовых мощностей в Приморском и Хабаровском крае потребуется построить обход участка Шкотово – Смоляниново (12,2 км), оборудовать автоматической блокировкой участки Барановский – Гвоздево (183 км) и Новый Ургал – Известковая (343 км). Проект предусматривает электрификацию участка Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный – Ванино (788,7 км) и усиление тягового электроснабжения на участках Транссиба и БАМа. В 2024-2025 гг. планируется строительство 592 км вторых путей на БАМе и развитие на нем станционной инфраструктуры.

Проект РЖД предполагает полностью профинансировать за счет собственных средств. Общий объем инвестиций компании оценен в 696,6 млрд руб. В 2019-2021 гг., согласно проекту финплана, объем финансирования составит 98,8 млрд руб., в том числе в 2019 г. – 5,2 млрд руб., в 2020 г. – 22,8 млрд руб., в 2021 г. – 70,8 млрд руб. "При этом нам необходимо ускорить проектирование – это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", – говорил О. Белозёров на августовской президентской комиссии.

"В соответствии с предварительным расчетом коммерческой эффективности проекта чистая приведенная стоимость составит 79,3 млрд руб., дисконтированный срок окупаемости – 29,9 лет, внутренняя норма доходности проекта – 7,7%", – говорится при этом в документе. Бюджетная эффективность оценивается в 598,8 млрд. руб. Параметры проекта рассмотрены на заседании комитета по стратегическому планированию совета директоров РЖД 31 июля 2018 г. В 2019-2021 гг. монополия планирует продолжить проектирование и приступить к строительно-монтажным работам по ряду объектов.

Версия для печати
screenRenderTime=1