СМИ об РЖД

Ведомства и РЖД к 2019 году представят ТЭО второго Северомуйского тоннеля на БАМе

Минтранс, Минэкономразвития РФ и ОАО "Российские железные дороги" совместно с Советом потребителей РЖД к 20 декабря представят в правительство технико-экономическое обоснование проекта по строительству второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали.

Соответствующая договоренность была достигнута на совещании в кабинете министров 13 августа: оно зафиксировано в протоколе встречи, с которым ознакомился "Интерфакс". Обеспечить разработку ТЭО ведомства и монополия должны "с учетом ранее данных поручений по организации движения на "восточном полигоне" (о чем именно идет речь, однако, не уточняется).

ТОННЕЛЬ НА ВОСТОК

Тема строительства второго Северомуйского тоннеля поднималась на заседании президентской комиссии по ТЭК в понедельник в Кемерово, где обсуждалось развитие российской угольной отрасли и необходимость развития для этого железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении. Глава государства тогда поинтересовался у гендиректора "Российских железных дорог" Олега Белозёрова, как тот относится к проекту (по словам Владимира Путина, этот вопрос "коллеги поднимали к обсуждению").

"Я считаю, что сейчас нужно уже обязательно приступать к первоначальному технико-экономическому обоснованию. Считаю, что подступаться к этому вопросу обязательно нужно", – заявил в ответ топ-менеджер, напомнив, что это за объект.

"Советский Союз 25 лет строил (его - ИФ). Сегодня по нему идет 16 пар поездов – 16 млн (тонн грузов – ИФ). Это "бутылочное горлышко" на БАМе. Чтобы развивать Дальний Восток, нужно будет увеличивать объем перевозок. Если мы построим второй тоннель, это даст возможность провозить 100 млн тонн. Это то, чего не хватает. Но там будет естественным ограничением срок строительства тоннеля, поскольку он – 15 км, и даже при нынешних технологиях это будет где-то 10 лет", – добавил он, отметив, что необходимо "быстрее втянуться в ТЭО, потом обсудить, как к этому вопросу подойти".

Первый Северомуйский тоннель в Бурятии был открыт в 2003 году. Название объект получил по Северо-Муйскому хребту, сквозь который он проходит. До его открытия поезда следовали по проложенной через перевал 64-километровой линии, состоящей из многочисленных крутых серпантинов, с высокими виадуками и двумя петлевыми тоннелями. Это серьезно ограничивало скорость составов, на подъемах возникала необходимость подталкивания.

УГОЛЬНЫЙ ТРЕНД

Согласно протоколу, на совещании 13 августа представители угольной промышленности заявили о достаточности принятых правительством решений о долгосрочной тарифной политике в сфере грузовых железнодорожных перевозок. В понедельник Олег Белозёров напоминал в этой связи, что документ предполагает с 2019 года индексацию тарифов на уровне "инфляция минус" (как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных – на следующие 2 года, вычитая из получившегося значения 0,1 процентного пункта).

При этом на 2019-2025 годы была сохранена целевая 2% надбавка, вводившаяся на 2017 год для дополнительного финансирования капитального ремонта пути: то есть фактически из базы расчета тарифов ее было решено не исключать. Кроме того, к базовой индексации на 3,9% в 2018 году введена еще одна дополнительная, 1,5%, надбавка, призванная компенсировать расходы владельцу инфраструктуры (на большей части РФ это РЖД), связанные с корректировкой налогового законодательства. Предполагается, что она будет действовать до 2022 года. В итоге в 2018 году рост тарифов составил 5,4%.

Кроме того, участники правительственного совещания согласились с представленным Минэнерго прогнозом перспективного грузопотока угля в восточном направлении в объеме 195 млн тонн в 2025 году, в том числе на экспорт. "Суммарные объемы экспортных поставок российского угля в восточном направлении могут увеличиться со 100 млн тонн до 207 млн тонн к 2025 году, в том числе по направлению железнодорожных перевозок – до 195 млн тонн. И здесь ключевой вопрос – снятие ограничений по пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ее электрификации", – говорил в ходе президентской комиссии глава энергетического ведомства Александр Новак.

Пока реализуемый РЖД план развития "восточного полигона" предполагает к 2019 году увеличение экспортных перевозок угля в восточном направлении до 125 млн тонн, напомнил при этом чиновник (+66 млн тонн к уровню 2012 года). В рамках "второго этапа" предполагается увеличить мощности сети до 180 млн тонн к 2024 году. "В результате более детальных проработок министерства энергетики, Минтранса, субъектов РФ с угольными компаниями и "Российскими железными дорогами" предусмотрено за счет собственных средств РЖД увеличить провозную способность дополнительно до 210 млн тонн, в том числе по поставкам угля – до 195 млн тонн к 2025 году", – добавил он.

ЦЕНА ВОПРОСА

По словам министра, в протоколе заседания эту задачу предложено зафиксировать в качестве целевого показателя по "второму этапу" развития "восточного полигона" железных дорог РФ. Олег Белозёров напомнил, что цифра 180 млн тонн зафиксирована в "майском указе". "Но нам необходимо постараться провезти больше, и мы согласовали цифру 195 млн только на угольном направлении, при этом мы еще увеличим и объем контейнерных перевозок грузов", – сказал он.

Общий объем инвестиций компании оценен в 696 млрд рублей. "При этом нам необходимо сейчас ускорить проектирование – это 3,4 млрд рублей, они уже заложены в нашей программе", – добавил глава РЖД, уточнив при этом, что будет развиваться и вся сеть, в том числе – подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада РФ, куда идет уголь. С поэтапным развитием "восточного полигона" до 2025 года за счет средств монополии соглашались и участники встречи в правительстве.

При этом Минтрансу и РЖД было поручено до 15 сентября направить в Минэнерго информацию о текущих и планируемых нагрузках и режимах работы тяговых подстанций на БАМе и Транссибе, чтобы принять решение о вариантах энергоснабжения магистралей. С учетом этой информации Минэнерго, ПАО "Россети" (MOEX: RSTI) и ПАО "Русгидро" (MOEX: HYDR) к 1 ноября совместно с Минтрансом и "Российскими железными дорогами" определят, какие объекты энергетику нужно строить и модернизировать и за счет каких средств.

В дальнейшем до 15 ноября Минтранс, Минэкономразвития и РЖД уточнят стоимость проекта "БАМ/Транссиб" "с учетом потребности в поэтапном наращивании пропускной способности, этапности, стоимости "ограничивающих" (объектов – ИФ) и сроках реализации" работ.

Версия для печати
screenRenderTime=1