СМИ об РЖД

Игрокам подгонят скорый

В Китае нашли смысл в магистрали Суйфэньхэ – Владивосток.

Китай, оценивший строительство 180 км высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Суйфэньхэ и Владивостоком в $7 млрд, считает проект рентабельным. По данным "Ъ", плановая загрузка ВСМ – до 5,5 млн человек, и для этого каждый житель Владивостока должен проехаться по магистрали девять раз в год. Но, как говорят источники "Ъ" и эксперты, проект лоббирует китайская сторона и одним из инвесторов выступит игорная корпорация Naga Corp. Для Пекина ВСМ – это не только загрузка своих предприятий, но и способ вывезти китайских клиентов в игорные зоны во Владивостоке.

Китай подтвердил рентабельность строительства ВСМ между приграничным городом Суйфэньхэ и Владивостоком, рассказал 21 августа вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Заявление было сделано в Даляне на заседании российско-китайской межправкомиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР (господин Трутнев – сопредседатель комиссии).

Магистраль – часть ВСМ от Владивостока до Муданьцзяна, расположенного западнее Суйфэньхэ. Соглашение о намерениях по финансированию ТЭО этой ВСМ в апреле подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и China Railway Donfang Group. Строительство трассы оценивалось в $12 млрд.

ВСМ "Владивосток – Суйфэньхэ" длиной 181 км обойдется, по словам Юрия Трутнева, в $7 млрд. "Китайская компания на сегодняшний день разработала практически полностью ТЭО", – сообщил чиновник, назвав его "достаточно глубоким". "Они посмотрели все очень детально и пришли к выводу, что строительство ВСМ рентабельно", – заявил он.

По словам господина Трутнева, китайские партнеры "в общем-то готовы ее строить, но есть несколько вопросов, которые надо решить с российской стороны", в частности ширина колеи: обсуждалась как совмещенная колея, так и поезда, с возможностью раздвигать колесные пары. Минтранс и ОАО "РЖД", говорит вице-премьер, считают, что по России должна идти отечественная колея 1520 мм. В Минвостокразвития "Ъ" подтвердили оценку в $7 млрд, пояснив, что в проект заложено строительство семи новых станций, 27,1 км тоннелей и 46 км мостов. В Минтрансе оперативных комментариев не дали.

Как рассказал "Ъ" источник, знакомый с переговорами, основными инвесторами намерены выступить China Railway Donfang Group и Naga Corp., с российской стороны возможно участие крупнейших финансовых институтов (РФПИ, ВЭБ). Проект предполагается реализовать по концессии. По словам главы China Railway Donfang Group Цай Цзэминя, рассказывает один собеседник "Ъ", к сентябрю будет готова полная документация по проекту. Другой сообщил, что ориентировочный срок окупаемости ВСМ, заложенный в проект, – 28 лет.

Два источника "Ъ" говорят, что прогнозный пассажиропоток составит 5,5 млн человек, один из них уточнил, что предусмотрен и транзитный грузопоток в объеме 5 млн тонн. Во Владивостоке живет около 608 тыс. человек, в Суйфэньхэ (на 2012 год) – около 66,6 тыс. "Между городами ходят один-два прямых автобуса в день плюс еще несколько из Суйфэньхэ до поселка Пограничный, – рассказал "Ъ" житель Владивостока, научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИИАЭ ДВО РАН Иван Зуенко. – Расстояние можно преодолеть за три-четыре часа".

По словам господина Зуенко, раньше ходил и прямой поезд Владивосток – Харбин ОАО "РЖД", но до Суйфэньхэ он шел более суток: не менее шести-восьми часов требовалось для смены колеи. Им пользовались, чтобы пересечь границу, и он был отменен из-за убытков. В ОАО "РЖД" "Ъ" подтвердили, что с лета 2012 года из-за не востребованности вагоны Владивосток – Харбин и Хабаровск – Харбин отменены.

Как уточнил источник "Ъ", эта ВСМ планируется как часть магистрали из Пекина. "ВСМ Муданьцзян – Суйфэньхэ существует, Харбин – Муданьцзян строится, в перспективе ожидается и Пекин – Харбин", – добавил он. Модернизированная линия Муданьцзян – Суйфэньхэ сдана в 2015 году, работы по модернизации участка Харбин – Муданьцзян начались в 2014 году и завершатся в 2019 году, как и строительство секции Пекин – Харбин. КНР объявила, что хочет довести линию от Харбина до Макао – на 1700 км.

Naga Corp., выступающая как инвестор, – один из крупнейших азиатских операторов казино (выручка за первое полугодие – $714 млн, чистая прибыль – $180 млн), который строит в Приморье крупный гостиничный комплекс с казино (завершить планируют в 2021 году). Ранее РБК сообщал, что Naga Corp. поддерживает этот проект для привлечения турпотока. В компании оперативных комментариев "Ъ" не дали.

"Власти и бизнес приграничных с РФ провинций Цзилинь и Хэйлунцзян уже несколько лет продвигают идею соединить китайскую ВСМ с Владивостоком, – добавляет Иван Зуенко. – Провинции конкурируют, и речь обычно идет о двух отдельных ветках, хотя в прессе обсуждалась и "дуга" через Владивосток между Суйфэньхэ и Хуньчунем". По мнению эксперта, инициатива исходит от регионов КНР и "направлена на то, чтобы привлечь и освоить средства госбанков КНР". Китайские расчеты окупаемости не очень убедительны, считает ученый: "В одном из проектов предполагался огромный вокзал в Занадворовке с 789 жителями".

Ситуация с ВСМ в России постепенно превращается в "гонку вооружений", в которой отстающим выглядит тот глава региона или полпред, у которого в портфеле инфраструктурных инвестпроектов нет хотя бы одной магистрали, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. "Но экономическое обоснование заявленных ВСМ, включая "Евразию" из Китая в Европу, даже без учета рисков девальвации рубля и ограниченных возможностей международного финансирования из-за санкций выглядит настолько слабым, что его не спасает даже потенциальная готовность участия китайских инвесторов", – отмечает эксперт. По его словам, КНР рассматривает ВСМ как возможность расширить портфель заказов своих строительных и машиностроительных компаний, а также в свете интересов китайских диаспор в России. А российской стороне остаются все риски перерасхода бюджета и срыва сроков, говорит господин Бурмистров, а затем и масштабные убытки от нерентабельного высокоскоростного пассажирского движения.

 

Крючкова Евгения.

Версия для печати
screenRenderTime=1