СМИ об РЖД

19.08.2016Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

Участок первичной ответственности

Участок первичной ответственности 1Цеховой терапевт на железнодорожном транспорте – один из тех специалистов, которых в системе корпоративного здравоохранения называют "первичным звеном". Именно представители этой специализации находятся на "передовой" по охране здоровья работников стальной магистрали. Первыми слышат "тревожный звоночек", который подает организм железнодорожника. Корреспондент "МоЖ" вместе с доктором прислушалась к его тональности.

Светлана Гурская, цеховой терапевт моторвагонного депо Апрелевка.

Цеховой терапевт на железнодорожном транспорте – один из тех специалистов, которых в системе корпоративного здравоохранения называют "первичным звеном". Именно представители этой специализации находятся на "передовой" по охране здоровья работников стальной магистрали. Первыми слышат "тревожный звоночек", который подает организм железнодорожника. Корреспондент "МоЖ" вместе с доктором прислушалась к его тональности.

Корр.: Светлана Васильевна, недавно в нашем издании был опубликован материал о синдроме профессионального выгорания медиков (СПВ). Приходилось ли Вам сталкиваться с такой проблемой?

С. Гурская: Сейчас уже нет, а на моем предыдущем месте работы – в городской клинической больнице – медицинской организации, оказывающей жителям Москвы круглосуточную экстренную помощь, – почувствовала это на себе. Я проработала там 15 лет, сначала терапевтом, потом заведующей отделением. Приходилось иметь дело с тяжелыми случаями, летальными исходами. То есть с очень высоким уровнем стресса. И в какой-то момент наступил СПВ, и я поняла, что нужно что-то менять в жизни. И ушла, хотя мне там очень нравилось.

Корр.: А здесь, в железнодорожной медицине был СПВ?

С. Гурская: Я проработала всего два года, это немного. Но здесь другая специфика, направленная на профилактику, выявление заболевания на ранней стадии. И атмосфера совершенно другая. Уровень стресса гораздо ниже.

Корр.: А железнодорожники разве вам хлопот не доставляют? Медики говорят, что они все время норовят скрыть свои проблемы со здоровьем…

Участок первичной ответственности 2С. Гурская: Да, все время говорят, что здоровы – боятся потерять работу. Ладно – возрастные работники, но и молодежь. Приносит, допустим, человек кардиограмму, а там признаки перенесенного инфаркта. А говорит: "Я здоров". Приходится его "раскручивать", дополнительно обследовать. Потому что с этим диагнозом трудиться на железной дороге в профессиях, связанных с безопасностью движения, нельзя. Молодежь, если речь идет о работниках локомотивных бригад, зачастую отстраняется от рейса из-за тахикардии. У них пульс зашкаливает. Организм молодой, растущий, кровь бурлит. Или кока-колы напьются, или энергетиков. О том, что желудок беспокоит, железнодорожники вообще никогда не скажут. Если чувствуют что-то не так, наглотаются каких-нибудь таблеток по советам знакомых, и все.

Корр.: А потом оказывается виноват врач?

С. Гурская: Как правило, да. Язвенную болезнь выявляем только на комиссиях, на гастроскопии.

Корр.: Кстати, насколько сложно было Вам перестроиться на новую специализацию?

С. Гурская: Довольно непросто. Я окончила специальные курсы, читала литературу по железнодорожной медицине. Повышала свой профессиональный уровень. То, что на стальной магистрали – патология, в обычной медицине считается нормой. Здесь человека с минимальными изменениями необходимо полностью обследовать. При малейшем подозрении на заболевание направить к узкому специалисту. И назначение препаратов имеет свою специфику, необходимо тщательно учитывать побочные эффекты.

Корр.: Какое после сердечно-сосудистых наиболее часто встречающееся заболевание у членов локомотивных бригад?

С. Гурская: Пожалуй, язвенная болезнь желудка и эрозивный гастрит – как предъязвенное состояние. Не то, что они плохо питаются. Едят они все хорошо, и даже многие страдают избыточным весом. Язвенная болезнь порой носит психогенный характер: возникает на фоне высокого уровня стресса. Что же касается веса – приходят в компанию худенькими, а к 50-60 годам становятся "крупничками". Не все, но многие. Потому что ведут малоподвижный образ жизни. И все время на бутербродах. Любители сала. Один приходит, я говорю: "Опять поправились?". Он: "Как я могу отказаться от сала?". А ему категорически нельзя с его весом и холестерином. Уже и сосуды страдают, и сердце. Увеличение массы тела – это и повышение давления, и нагрузка на сердце. Я ему: "Забудьте про свинину!". Он опять свое: "Как же так, без сала жить?". Существуют официальные нормы по массе тела – соотношение роста и веса: индекс массы тела. И есть ограничения по этому показателю для работников, обеспечивающих движение поездов.

Корр.: А много ли курят?

С. Гурская: Много. Несмотря на то что о вреде табачной зависимости везде говорится. Но многие и отказываются от этой дурной привычки. Начинают вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Корр.: Цехового терапевта называют в системе здравоохранения ОАО "РЖД" "первичным звеном". То есть на вас ответственность по выявлению заболеваний. Но и вы же – на "воспитательной передовой". Как часто приходится вести разъяснительную работу?

С. Гурская: Постоянно. Машинисты сами все понимают, знают, чем чреват нездоровый образ жизни. Но втолковывать приходится. Какие у них появятся "бонусы", когда они откажутся от курения, сбросят вес. И давление нормализуется, и холестерин снизится.

Корр.: А с женами не работаете? Они ведь зачастую имеют непосредственное влияние на образ жизни своих мужей…

С. Гурская: Машинисты очень многие приходят на прием с женами. Существует врачебная тайна. И мы спрашиваем у мужчин, не против ли они присутствия супруги в кабинете врача. Они обычно охотно соглашаются, потому что женщины лучше запоминают курс лечения. И по диете с ними лучше поговорить – что полезно, что исключить из рациона. Да и по курению, и по гиподинамии. По многим вопросам.

Корр.: Как Вы считаете, за последнее время не наметились сдвиги в отношении железнодорожников к своему здоровью? И что Вы хотели бы в заключение сказать вашим подопечным?

С. Гурская: Хотела бы призвать их не бояться цеховых врачей, задавать вопросы. И не слушать советов посторонних. Советуйтесь с врачами. А вообще, в целом, мне кажется, железнодорожники ответственнее стали относиться к своему здоровью. Кто-то садится на диету, кто-то занимается спортом. Приходят на прием, рассказывают, благодарят. Вы знаете, так приятно…

Фото: Евгений Надалинский.

 

Беседовала Светлана Новаковская.

Версия для печати
screenRenderTime=1