СМИ об РЖД

Будь здоров, машинист!

Будь здоров, машинист!В этом смог лично убедиться журналист "Призыва". На службе у среднего медицинского персонала современное и высокочувствительное оборудование для измерения артериального давления, частоты сердечных сокращений и проведения алкометрии. Но важно и то, какое впечатление на опытного специалиста произведет машинист уже с порога.

Круглосуточно такой кабинет работает на территории эксплуатационного локомотивного депо Челябинск. В здешней медицинской картотеке данные более чем на 1500 машинистов и их помощников. Водишь ли ты грузовые или пассажирские поезда, находишься ли в рабочее время в кабине маневрового локомотива, дежурный фельдшер знает о тебе все. У него под рукой документ, составленный по результатам работы психолога и цехового врача. Раз в полгода последний проводит плановый осмотр членов локомотивных бригад, чтобы определить индивидуальные допустимые нормы артериального давления и частоты сердечных сокращений для каждого из них. Теперь достаточно открыть любую карточку, чтобы увидеть, в каких границах могут изменяться показатели для конкретного работника. На эти сведения и будет опираться дежурный фельдшер, когда машинист с помощником придут к нему на предрейсовый медицинский осмотр. Любое отклонение от нормы может служить причиной для отстранения от управления локомотивом. Но работа с точным медицинским оборудованием – это заключительная часть осмотра.

– Я начинаю наблюдать за работником с того самого момента, когда он входит в кабинет, – делится дежурный фельдшер Лилия Султанова. – Оцениваю внешний вид, походку и поведение, иногда это помогает выявить клинические признаки алкогольного или наркотического опьянения.

Обязательная часть любого предрейсового осмотра – беседа с обследуемым. У него фельдшер обязательно поинтересуется, есть ли жалобы. Эта простая мера зачастую позволяет распознать острые заболевания или обострение хронических "болячек". Также в ходе анамнеза выясняется, сколько времени длился сон и отдых работника, в каком эмоциональном состоянии он прибывает. Случалось так, что во время осмотра машинист сообщает, как по дороге на работу стал очевидцем автомобильной аварии с человеческими жертвами. Это само по себе является противопоказанием для управления локомотивом: посетителя нужно отправить на прием к психологу или цеховому врачу, а не в кабину. В большинстве случаев беседа должна дать членам локомотивной бригады время на то, чтобы прийти в себя и успокоиться перед измерением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Это происходит на очень чув-ствительном оборудовании, два удара сердца сверх нормы – и поездка в рейс окажется под вопросом.

Это и случилось с помощником машиниста, который проходил медосмотр во время моего визита. Появление посторонних людей оказалось достаточно, чтобы частота сердцебиения превысила пределы оптимальных показателей. Железнодорожника пришлось отправить в коридор дожидаться повторного осмотра.

Кабинеты предрейсового медицинского осмотра входят в структуру негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Челябинск ОАО "РЖД". Поэтому здесь следят не только за здоровьем локомотивных бригад. В сутки через фельдшеров проходят около 150 человек, иногда их количество доходит до 200. С каждым нужно и поговорить, и тщательно осмотреть. Без специального оборудования здесь не обойтись.

Измерить давление на имеющемся здесь медицинском аппарате проще простого: одеваешь манжету и напальчник на обследуемого, нажимаешь кнопку, и он сам проводит всю процедуру от начала и до конца. Но в свое время его появлению противились из-за того, что оборудование КАПД-02-СТ на все реагирует очень остро. Особенно сильно на результатах измерений сказывалась реакция машинистов на униформу медиков – традиционные белые халаты. Поэтому именно для проведения предрейсовых осмотров на Южно-Уральской магистрали у фельдшеров появилась спецодежда бирюзового цвета.

Чаще всего локомотивные бригады отстраняют от работы из-за острых или хронических заболеваний. На втором месте – несоответствие индивидуальным нормативам по артериальному давлению или ЧСС. В этом случае обследуемому предложат прийти в себя и пройти осмотр заново не менее чем через 15 минут. Время на повторный осмотр у фельдшера есть. По нормативам машинистам назначается явка, и прийти на осмотр можно не ранее, чем за час до нее. Некоторый запас есть и у дежурного по депо, если машинист не прошел осмотр. Компьютерная техника, которую используют медики, связана с помощью программного обеспечения с аппаратурой диспетчеров. Они оперативно получают информацию об отстранении машинистов от работы. Диспетчер успеет найти другую локомотивную бригаду для замены.

Весь объем работы по проведению медицинских осмотров в депо ложится на плечи двух десятков работников, каждый из них имеет дипломы по лечебному делу и соответствующие сертификаты. В их ведении находятся не только предрейсовые, но и послерейсовые осмотры и послерейсовая алкометрия.

Справившись с волнением, помощник машиниста со второй попытки проходит осмотр: теперь частота его пульса укладывается в установленные нормы. Участие в проекте по составлению электронного маршрута машиниста позволяет фельдшерам обходиться без заполнения бумаг, результат осмотра автоматически заносится на персональную карту доступа. Железнодорожник отправляется туда, где его уже ждет старший коллега, скоро им отправляться в поездку.

– Выпускать человека в рейс – большая ответственность. Но если он здоров, волноваться не о чем. Чтобы не переживать за результат осмотра, непосредственно перед ним нужно хорошо отдохнуть, не курить, не пить чай или кофе, – советует Лилия Султанова.

Бригада уходит, медицинский персонал приводит в порядок только что использовавшееся медицинское оборудование. Следующий!

Фото: Анатолий Шулепов.

 

Сергей Мартынов

Версия для печати
screenRenderTime=1