СМИ об РЖД

Порожняком за угольком

ОАО "РЖД" нашло способ заработать дополнительно 5 млрд рублей.

ОАО "РЖД" предлагает снизить тариф на порожний пробег полувагонов на расстояниях до 2,4 тыс. км на 12%, но повысить на 15% на более дальних перевозках. По оценкам операторов, это даст монополии порядка 5 млрд руб. дополнительных доходов, часть из которых пойдет на предоставление скидки в 5% на порожний пробег для участников электронной торговой площадки (ЭТП) ОАО "РЖД". Участники рынка выступают жестко против предлагаемых мер, подчеркивая, в частности, что они ударят по угольщикам, у которых и так заметно ухудшилась конъюнктура.

ОАО "РЖД" представило в свой Совет потребителей предложения по изменению тарификации порожнего пробега полувагонов. Согласно письму замгендиректора монополии Алексея Шило от 6 июня, на обсуждение вынесено снижение тарифа на порожний пробег до 12% при перевозках на расстояния менее 2,4 тыс. км и повышение до 15% при расстояниях свыше 2,4 тыс. км. Параллельно предлагается дать скидку в 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП. Как поясняется в письме, операторам "стала неинтересна схема попутной загрузки порожних вагонов". "При отправлении угля из Кузбасса в порты Петербурга возврат полувагонов происходит в основном в порожнем состоянии мимо станций погрузки строительных грузов, – сообщается в письме. – Аналогичная ситуация складывается и с Дальним Востоком, где порожние составы идут мимо руды железной и лесных грузов".

Премьер Дмитрий Медведев еще в апреле поручил министерствам и ФАС к 15 июня рассмотреть возможность повышения тарифов на порожний пробег полувагонов на дальние расстояния и ряд других мер, включая стимулирование торгов через ЭТП.

Идеи ОАО "РЖД" направлены на повышение эффективности использования парка полувагонов и улучшение эксплуатационной обстановки на сети,

поясняют в монополии, они создадут "условия для снижения стоимости предоставления полувагонов под перевозки угля для нужд энергетики, минерально-строительных грузов, железной руды и сырья цветной металлургии, а также экономические стимулы для попутной загрузки полувагонов".

Один из источников "Ъ" говорит, что исходно ОАО "РЖД" направило свои предложения в ФАС с грифом "коммерческая тайна", что не дало возможности службе рассмотреть инициативу в рамках предусмотренной законодательством процедуры, и документ вернули монополии. В ФАС "Ъ" подтвердили получение предложений в конце мая и невозможность их обсуждения при существующем грифе, подчеркнув, что "тарифные заявки не должны противоречить нормативным актам правительства".

В середине мая, рассказывает собеседник "Ъ", идеи ОАО "РЖД" презентовали на встрече операторов с главой монополии Олегом Белозеровым. Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) дал замечания и контрпредложения, но их не учли. В письме СОЖТ в адрес ОАО "РЖД" от 4 июня говорится, что попутная загрузка на основных экспортных направлениях невозможна, а повышать тарифы в условиях падения цен на уголь "несвоевременно". Как сообщалось на совещании у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, в конце 2018-го и первом квартале 2019 года наблюдалось устойчивое снижение цен на уголь из-за обострения конкуренции между поставщиками, избытка предложения, снижения спроса в Европе на фоне мягкой зимы и ограничений на импорт угля в Китае.

Источник, близкий к ОАО "РЖД", отмечает, что эти предложения необязательно должны быть реализованы прямо сейчас – "предлагается механизм, который может быть использован, когда цены на тот же уголь стабилизируются".

По расчетам СОЖТ, реализация идей ОАО "РЖД" принесет монополии 4,5-5,5 млрд руб. дополнительных доходов. Средневзвешенное снижение тарифа на плечах до 2,4 тыс. км составит 10%, повышение на более дальних – 8%. На расстояниях свыше 6 тыс. км рост стоимости порожнего пробега может достигнуть 21%. Учитывая, что попутная загрузка на дальних расстояниях либо невозможна из-за отсутствия грузовой базы, например в портах Дальнего Востока, либо нецелесообразна, идеи ОАО "РЖД" вызовут эффект, противоположный декларациям монополии, вплоть до общего роста стоимости предоставления полувагонов, говорит источник "Ъ" в отрасли.

"Наибольшее возмущение вызывает желание ОАО "РЖД" получить допдоходы около 5 млрд руб. и направить их на финансирование скидки в 5% на ЭТП, – говорит другой собеседник "Ъ". – То есть в рамках прейскуранта формируется преференция для конкретной компании-оператора ЭТП, что ущемляет всех участников рынка – грузовладельцев и операторов".

ЭТП ГП управляет ООО "Цифровая логистика", где 51% у ОАО "РЖД", 49% у ООО "Интеллэкс", контролируемого четырьмя физлицами. При этом, по словам другого собеседника "Ъ", выход на ЭТП будет выглядеть странно для холдингов, где транспортная компания аффилирована с грузовладельцем, например, в случае заказа НЛМК вагонов у ПГК – обе подконтрольны Владимиру Лисину.

 

Цитата

"Тариф четко просчитан и утвержден под инвестиции для вывоза объемов грузов тех же угольщиков", – Олег Белозёров, гендиректор ОАО "РЖД", в интервью "Интерфаксу" 4 июня.

 

Веденеева Анастасия, Скорлыгина Наталья

Версия для печати
screenRenderTime=1