СМИ об РЖД

Росгранице указано

Росгранице указаноФункции Федерального агентства по обустройству Государственной границы переданы в Министерство транспорта РФ. Такой указ подписал президент страны. Решение это принято "в целях дальнейшего совершенствования системы государственного управления".

В полномочия Росграницы входило обустройство Государственной границы, а также создание, развитие и содержание пограничных пунктов пропуска, среди которых, кроме автомобильных, морских и воздушных, есть и железнодорожные.

Всего таких пунктов пропуска в нашей стране насчитывается свыше 380, в том числе 65 железнодорожных. С созданием Крымского федерального округа появилось еще 12, в том числе и железнодорожные – Армянск, Джанкой и Симферополь. В этом году там планировалось начать строительство инфраструктуры. С передачей функций Минтрансу эти планы вряд ли изменятся.

В Минтрансе России "Гудку" сказали, что комментировать принятое решение пока рано. А в ОАО "РЖД" сообщили, что параметры бюджета по обустройству погранпереходов и припортовых зон на 2016 год вряд ли будут пересматриваться, поскольку они были утверждены еще в минувшем году. А если появятся какие-то дополнительные финансовые средства на эти цели, то ими будет теперь распоряжаться Минтранс.

Впрочем, остаются нерешенные вопросы. Так, станция Чернышевское Калининградской дороги должна была заработать как пограничный железнодорожный пункт пропуска еще девять лет назад. К тому времени она была построена за счет средств ОАО "РЖД" почти полностью. Но на возведение пограничного пункта пропуска достаточное финансирование по линии Росграницы открылось только в начале 2011 года. Общая стоимость проекта – около 2 млрд руб., из них РЖД уже вложили в объект порядка 1 млрд руб.

В ноябре прошлого года на станции ввели в техническую эксплуатацию новую электрическую централизацию. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики позволили обеспечить безопасность движения на участке главного хода дороги. В перспективе – когда станция заработает как пограничный железнодорожный пункт пропуска – пограничные и таможенные процедуры ускорятся, а пропускная способность направления возрастет почти на 30%.

Пока функции погранстанции выполняет Черняховск, расположенный в 62 км от границы с Литвой. Это временный пункт пропуска, который недостаточно технически оснащен для досмотра грузовых поездов сотрудниками государственных контрольных органов. Пассажиров, следующих через границу, пограничники и таможенники досматривают на станции Нестеров.

Требуют развития погранпереходы и на других дорогах. Как рассказал заместитель начальника по Санкт-Петербург-Витебскому региону Октябрьской дороги Андрей Панков, в зоне его ответственности более всего нуждаются в обновлении переходы Себеж и Пыталово.

Всего же на ОЖД восемь погранпереходов. И, по словам заместителя начальника по безопасности и режиму ОЖД Николая Клюквина, вопрос их содержания непростой. "Формально Росграница должна была заниматься обустройством пунктов пропуска, но в ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)" не включили железнодорожные пункты пропуска, – пояснил он. – Поэтому Росграница пыталась вовлечь в этот процесс железнодорожников. Однако РЖД не имеют на это право, являясь акционерным обществом, а не государственным органом".

Железнодорожники надеются, что с передачей функций Росграницы Минтрансу дело с необустроенными погранпереходами сдвинется с мертвой точки. "Рассчитываем на плодотворное сотрудничество с правопреемником упраздняемого агентства на новом железнодорожном пункте пропуска Нестеров – Кибартай, расположенном в пределах пограничной станции Чернышевское", – прокомментировал начальник дирекции по капитальному строительству Калининградской дороги Владимир Тужиков.

Не исключено, что получит развитие и механизм государственно-частного партнерства, предложенный главой Росграницы Константином Бусыгиным в минувшем году, для обустройства пограничных пунктов пропуска в условиях нехватки финансовых ресурсов. Правда, для этого нужны поправки в законы. Есть и другие интересные идеи, например, сделать эти пункты самоокупаемыми за счет создания инфраструктуры для складской логистики.

Сегодня поток грузов через сухопутные погранпереходы по железным дорогам в сравнении с портами невелик. Но если их оборудуют современными системами досмотра и дистанционным оформлением документов, то грузоотправители могут заинтересоваться новыми маршрутами.

"Гудку" удалось пообщаться и с представителем Росграницы. Руководитель пресс-службы Андрей Чернявский сказал, что решение об упразднении ведомства было для них неожиданным. Но сотрудники настроены оптимистично, они надеются, что их структура вольется в Министерство транспорта, где и продолжит решать текущие задачи.

 

Игнат Вьюгин

Версия для печати
screenRenderTime=1