СМИ об РЖД

Мы все в одной лодке…

Мы все в одной лодке…Для того чтобы отраслевой профсоюз мог выполнять свою главную функцию – осуществлять социальную защиту работников ОАО "РЖД", нужна обратная связь. Два дня, 14 и 15 октября, Роспрофжел, собрав свой актив со всех 16 железных дорог сети на отчетно-выборную конференцию и 12-й пленум ЦК, получал информацию с мест, как говорится, из первых рук.

 

На хлеб хватает, а вот на масло…

У разных людей свои приоритеты, но есть вопрос, одинаково волнующий каждого. Это уровень заработной платы. Наша компания едва ли не единственная в стране, где, согласно Отраслевым соглашениям и Коллективному договору, заработки работников индексируются. Другой вопрос: насколько регулярно и в каком размере? А главное – успевает ли индексация за растущей инфляцией?

Ответы, увы, неутешительны. Конечно, приятно, что, несмотря на экономические трудности, холдинг "РЖД" признает необходимость индексации зарплаты и находит возможность для ее реализации, хоть и не в полном объеме. Но уровень реальной заработной платы неуклонно падает. И железнодорожники вынуждены затягивать пояса, искать подработку на стороне или менять место работы, если региональный рынок труда предлагает выше оплачиваемые вакансии. Так холдинг теряет высококвалифицированные кадры и свою привлекательность для молодых специалистов.

Об этом и на конференции, и на пленуме говорили 90% выступавших, представители всех дорог сети. Об этом же рассказал видеоролик, где звучали мнения работников разных железнодорожных специальностей, на деле доказавших свой профессионализм и ратующих за интересы компании.

Локомотивщики, движенцы, вагонники, путейцы, связисты, энергетики, строители, работники социальной сферы – все они дорожат своей работой, но дома их ждут семьи, дети и старики, которых надо кормить, одевать, учить и лечить...

Электромеханик Златоустовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Южно-Уральской железной дороги сказала, что существующий уровень зарплаты не обеспечивает достойную жизнь: производительность труда выросла на 3,6%, а реальные заработки упали на 6,8%. Необходима индексация не ниже индекса потребительских цен.

Осмотрщик-ремонтник вагонов депо Кочетовка Юго-Восточ­ной дороги заметила, что зарплата везде обсуждается, а при ее среднем размере в 26 тысяч падает наша покупательная способность. А ведь когда-то была ежеквартальная индексация...

"Зарплата у нас самая низкая на полигоне дороги", – сетовала представитель региональной дирекции железнодорожных вокзалов Горьковской магистрали. "Монтер пути получает 15 тысяч рублей. Как выживать?" – спрашивала работник механизированной дистанции из Саратова. Молодой специалист с Дальневосточной дороги, работающий ведущим инженером, озабочен тем, что его коллеги вынуждены "халтурить на стороне", что падает престиж профессии. И он считает необходимым снова организовать сбор подписей за проведение индексации. "Наша зарплата ниже, чем в среднем по области", – сказал представитель Сахалинского региона Дальневосточной магистрали.

Аналогично высказались делегаты с Северо-Кавказской, Крымской, Калининградской дорог. А молодой монтер пути из Юго-Восточной дирекции инфраструктуры, недовольный вынужденным переходом на неполный рабочий день, предложил провести профсоюзную акцию солидарности.

 

Что будем предпринимать?

– Все, что прозвучало с этой трибуны, мы возьмем на вооружение, – сказал председатель Рос­профжела Николай Никифоров, которому делегаты оказали высокое доверие, единогласно избрав его на новый срок. – Зарплата сегодня – это тема номер один. И, получая обратную связь, мы ищем пути решения этой проблемы. Три раза мы выходили с данным вопросом к президенту страны. И считаем, что ближайшая индексация должна состояться уже в четвертом квартале этого года.

Представляющий работодателя вице-президент ОАО "РЖД" Дмитрий Шаханов несколько раз по ходу разговора комментировал выступления. А в заключительном слове отметил большую эффективность социального парт­нерства:

– Лакмусовая бумажка – это социальная стабильность в компании, отсутствие трудовых споров. Но надо понимать, что этому не способствует экономическая ситуация в мире и в нашей стране. Мы в одной лодке, а вокруг шторм, – образно заметил он. – И у нас сложилось действенное социальное партнерство – гарант того, что в трудовом коллективе компании пока спокойно. С приходом нового президента компании ее курс не изменился. Но каждый работник, начиная с руководителей, должен повысить свою личную ответственность. И надо понимать, что мы можем тратить ровно столько, сколько зарабатываем. Если проводить индексацию в четвертом квартале, придется на 1,5% сократить штат работающих, что крайне нежелательно. А в первом квартале 2016-го она будет. Изменится ситуация – и мы вернем все долги, как уже практиковалось ранее. А сейчас мы должны научиться правильно перераспределять средства фонда оплаты труда, точечно увеличивая зарплату там, где она "провалена" по сравнению с территорией. Индексация будет у всех одинаковая, остальное – рынок труда. А дополнительное премирование должно реально мотивировать на работу. Это надо всем объяснять.

 

Не экономить на людях

О том, что профсоюз дорожит доверием работников, свидетельствуют факты, прозвучавшие на московском форуме. Делегаты приводили цифры, иллюстрирующие эффективность работы правовой и технической инспекций. Показывали, опять же на конкретных примерах, отдачу от реализации страховых программ. Рассказывали о внедрении новых современных форм информационной работы, таких как электронные профсоюзные билеты, проекты "СМС-Диалог" и "ПрофИнфо", электронное голосование на сайте "Российская общественная инициатива" и другие.

Николай Гром, председатель Центрального совета ветеранов ОАО "РЖД", в рядах которого 750 тысяч членов, поблагодарил руководство компании и профсоюз за помощь и внимание к их нуждам. Отметил, что Коллективный договор ОАО "РЖД" содержит специальный раздел, посвященный ветеранам. И что ни один вопрос, адресованный работодателю и профсоюзу, не остается без внимания, будь то издание книг, организация тематических вечеров, экскурсий и т.п. И выразил надежду, что такое сотрудничество будет продолжаться.

На форуме шла речь о целесообразности в ходе реорганизации компании объединения проф­союзных организаций, как это происходит на Юго-Восточной, Октябрьской и других дорогах. Поднимались вопросы о соблюдении режима труда и отдыха локомотивных бригад, о некачественном инструменте и спецодежде, о негативных последствиях привлечения к работе необученных людей со стороны. Делегаты высказывались против приватизации локомотивного парка, закрытия ряда депо. Ратовали за сохранение ведомственной медицины и образования.

 

Пилоты Октябрьской

Многое из того, что практикуется сегодня на сети дорог, когда-то зарождалось и обкатывалось на ОЖД. Она давно стала полигоном для реализации многочисленных пилотных проектов. Об этом говорила на конференции заместитель председателя Дорпрофжела Татьяна Шебалова, делясь опытом с коллегами. Внедрение и развитие бережливого производства, корпоративной культуры, здорового образа жизни, велодвижения – эти и многие другие проекты нашей дороги сейчас уже стали отраслевыми.

Затронула она и очень социально значимый вопрос – жилищный. Рассказала о том, как он решается на ОЖД, о льготах молодым специалистам. И напомнила о необходимости обновить концепцию жилищной политики, распространив ее и на учреждения здравоохранения.

В рамках мер по противодействию кризису профсоюзные организации постоянно проводят мониторинг экономической ситуации на местах. Результаты его служат основанием для принятия дополнительных мер защиты персонала компании, для подготовки обоснованных обращений к работодателям, в правительство, Госдуму. И октябрьский форум в Москве стал мощным источником новой информации, которая будет использована в этой важнейшей работе.

 

Елена Ануфриева

Версия для печати
screenRenderTime=1