СМИ об РЖД

Плодотворная работа с профсоюзом

Плодотворная работа с профсоюзом 1Роспрофжел в марте следующего года готовится подвести итоги своей работы за пять лет. Сегодня по всей сети проходит отчетно-выборная кампания профсоюзных организаций всех уровней. На повестке дня индексация зарплаты, охрана труда и выборы руководителей профсоюзных организаций.

Николай Никифоров, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Корр.: Николай Алексеевич, практически во всех первичных профсоюзных организациях, действующих в структурах ОАО "РЖД", прошли отчетно-выборные конференции. Как Вы оцениваете эту работу и ее итоги?

Н. Никифоров: У нас 2015 год – год отчетов и выборов, которые идут во всех первичных профсоюзных организациях (ППО). В настоящее время в абсолютном большинстве организаций отчеты и выборы проведены. 14 октября мы проведем отчетно-выборную конференцию ОАО "РЖД" – это одна из самых крупных ППО не только в России, но и в мире, в нее входят 877 тыс. членов профсоюза.

Отчетно-выборная кампания проходит на хорошем уровне и вызывает большой интерес у членов профсоюза. В последнее время мы уделяли большое внимание подготовке профсоюзных кадров и кадровому резерву, поэтому в процессе выборов неожиданностей, связанных с избранием новых председателей, у нас практически не было. Только за редким исключением. Хотя в 15% случаев выборы проходили на альтернативной основе, когда от двух до 10 кандидатов заявлялись на должность председателя. Как правило, побеждал тот кандидат, которого готовили к профсоюзной работе.

Корр.: Что предполагает такая подготовка?

Плодотворная работа с профсоюзом 2Н. Никифоров: Во-первых, человек должен уметь общаться, знать и понимать, чего от него ждут члены профсоюза. Он должен ориентироваться в трудовом законодательстве, знать многие локальные нормативные акты, Гражданский кодекс, должен владеть нормативной базой по охране труда. То есть прежде, чем выставить кандидата на выборы, мы готовим и в итоге получаем положительный результат.

Корр.: А в крупных профсоюзных организациях отчеты-выборы как проходят?

Н. Никифоров: Из 17 дорожных организаций только в двух прошли отчеты-выборы, но до декабря эта работа завершится во всех территориальных структурах. Финальный этап – съезд профсоюза, который пройдет в конце марта 2016 года. В настоящий момент по итогам проходящих конференций всех уровней мы уже начали формировать предложения, которые будут положены в основу проекта решений на предстоящем съезде.

Корр.: Каковы основные предложения с мест, которые озвучивались на конференциях?

Н. Никифоров: Большинство вопросов связано, конечно, с индексацией заработной платы. В компании "РЖД" и в дочерних обществах индексация на уровне инфляции не проводилась почти два года. Причинами этого стали падение объемов перевозок и неблагополучная экономическая ситуация в стране. В 2014 году государство решило вообще не проводить индексацию в естественных монополиях, в том числе в "РЖД". Но и в этих условиях нам удалось договориться с руководством компании, и индексацию работникам все-таки провели. Конечно, не в тех размерах, как предусмотрено в Коллективном договоре, – всего на 2,63%. Инфляция при этом составила 11,6%, и долг за работодателем остался – нужно было доиндексировать порядка 9%. Частично этот разрыв удалось компенсировать за счет надбавок. Поэтому реально заработная плата в 2014 году снизилась только на 2%. 2015 год оказался не лучше. В госбюджет инфляцию заложили на уровне 5,5%. Поэтому и в компании, и в большинстве дочерних структур индексацию предусмотрели на уровне 5,1%. Но по факту инфляция в стране раскрутилась до 12,2%. Индексацию с 1 марта 2015 года, согласно бюджету, нужно было проводить не более чем на 2%, но мы договорились с руководством компании провести ее на 3,7%. Такой подход позволил по году получить результат по индексации в 5,1%.

Корр.: Но это все равно ниже уровня инфляции. Когда же будет доиндексация?

Н. Никифоров: Конечно, относительно инфляции этого повышения недостаточно. Профсоюз постоянно вел переговоры с администрацией, неоднократно обращался в правительство и к президенту страны, но, к сожалению, ситуация такова, что выплатить больше работодатель не в состоянии. Поэтому нам пришлось внести коррективы в Отраслевое соглашение и Коллективный договор, чтобы проиндексировать зарплату единожды (в марте), но при этом отметили, что в 2016 году мы вернемся к этому вопросу.

Корр.: Правильно ли я понимаю, что до 2016 года индексации не будет?

Н. Никифоров: К сожалению, да. В полном объеме проиндексировать сейчас невозможно, так как все ресурсы исчерпаны. Но после наших встреч с президентом компании Олегом Белозёровым есть уверенность в том, что индексация на уровне инфляции в следующем году будет произведена. А инфляция в 2016 году закладывается на уровне 7–7,5%. Дальше будем говорить уже про доиндексацию. При этом, если говорить об уровне заработной платы, стоит отметить, что средняя зарплата сотрудников компании составляет сейчас около 43 тыс. руб. По стране показатели значительно ниже – около 33 тыс. руб.

Корр.: Помимо индексации, какие еще проблемы поднимались на конференциях?

Н. Никифоров: Есть вопросы по охране труда. Конечно, за последние годы взаимодействие руководителей предприятий и профсоюза дало в этой области свои результаты. Производственный травматизм снизился в 1,9 раза, смертельный – в 1,8 раза. Это достигается за счет системной работы и руководителей предприятий, инженерно-технических работников, и специалистов профсоюза: технических инспекторов, уполномоченных по охране труда и внештатной инспекции. Работаем конкретно по направлениям: что необходимо сделать, чтобы качество труда было лучше. В сфере охраны труда очень важен вопрос укомплектования штата на технологию. Когда люди будут конкретно укомплектованы на технологию – будет меньше нарушений. При этом профсоюз не требует от руководителей предприятий чего-то сверхъестественного. Мы требуем только то, что сами руководители прописали в своих же инструкциях. Если радиостанции положены по регламенту, значит, они должны быть. Если локомотив оснащен биотуалетом, кондиционером, микроволновкой, то они должны работать. Но сплошь и рядом мы видим, что руководители вроде бы прописали требования, но сами этими вопросами не занимаются. Я часто говорю, что руководитель, который сам нарушает требования нормативных документов, не имеет права требовать с подчиненных выполнения законов и правил. Поэтому, подписывая незаконный приказ, лишая работников командировочных или премии, руководитель тем самым толкает своего подчиненного на нарушение.

Корр.: То есть профсоюзу часто приходится заступаться за работников?

Н. Никифоров: Судите сами: за пятилетие мы вернули работникам около миллиарда незаконно невыплаченных денег. В компании по-прежнему много нарушений, хотя в последние два года удалось снизить их количество со стороны работодателей. А все потому, что они знают: профсоюз в любом случае найдет это нарушение и потребует устранения.

Корр.: Недавно в ОАО "РЖД" подвели итоги исполнения обязательств по колдоговорам и Отраслевому соглашению. Насколько полно выполняются обязательства?

Н. Никифоров: Колдоговорная кампания прошла на хорошем уровне. И на профсоюзных конференциях, и на региональных форумах социальных партнеров звучало, что во всех организациях и структурных подразделениях коллективные договоры в целом выполняются. Наиболее сложная проблема сегодня – индексация зарплаты. На локальном уровне остаются вопросы по спецодежде и подготовке к зиме. Есть вопросы, связанные с оздоровлением, так как в некоторых дирекциях не хватает денег на путевки в санатории. Иногда мы за счет профсоюза выкупали путевки и давали их тем, кто нуждается в отдыхе или в качестве поощрения. На повестке дня остро стоит очередной вопрос реформирования – выделение из компании на аутсорсинг автомобильного парка и водителей. На наш взгляд, это непродуманное решение, так как в управлении этим хозяйством возникают раздробленность, путаница. Но самое главное – это решение было принято без какого-либо обсуждения и подготовительного перехода. В результате мы теряем людей. Водители сокращаются в том числе и по увольнению, так как они не понимают, что ждет их дальше и куда именно их переводят.

Корр.: Думаю, на конференциях звучал вопрос о повышении размера суточных.

Н. Никифоров: Конечно. Этот вопрос ставился даже на предыдущем съезде Роспрофжела пять лет назад. В России норма суточных – 100 руб. – не индексировалась 12 лет. Сейчас в компании эта цифра также составляет 100 руб. Мы давно ведем переговоры с компанией, но вопрос движется очень медленно. На первом этапе удалось договориться об увеличении размера суточных до 150 руб., для сотрудников с разъездным характером работ и при командировках дольше 10 суток. Сейчас, после индексации, эта сумма составляет 178 руб. На недавней встрече с президентом компании Олегом Белозёровым пришли к общему убеждению, что суточные надо поднимать для всех сотрудников. Сделать это можно, например, за счет сокращения количества работников, направляемых в командировки, и за счет экономии средств при замене проезда в бизнес-классе на экономкласс или стандарт. Технические возможности компании сегодня позволяют реже вызывать людей из их регионов на разборы и совещания. Аудио- и видеоконференции позволяют проводить любые форматы корпоративных совещаний без колоссальных трат на переезды и проживание. Глава компании уже дал поручения изучить такой подход, будем надеяться на положительный результат.

Корр.: Вы знаете, что Минфин недавно предложил вообще отказаться от суточных?

Н. Никифоров: Минфин и Минэкономразвития много чего предлагают. В том числе по сокращению социальных программ. И эти предложения всем хорошо известны. Но на недавнем совещании с руководителями крупнейших госкомпаний о повышении эффективности расходов премьер Дмитрий Медведев дал установку: в кризис госкомпании обязаны снижать затраты, но штаты и зарплаты при этом резать нельзя. Таков основной посыл правительства.

 

Беседовала Александра Посыпкина

Тематика: Роспрофжел
Версия для печати
screenRenderTime=1