СМИ об РЖД

Роспрофжел: 110 лет на страже интересов трудящихся

Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей отмечает свой юбилей.

Его датой рождения считается 21 апреля 1905 года: именно тогда на первом учредительном съезде в Москве было провозглашено создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. С тех пор его название менялось не раз, приходили новые лидеры, поколения работников, страна переживала разные времена и политические изменения, но основная миссия отраслевого профсоюза железнодорожников оставалась неизменной: на протяжении всей своей истории он всегда защищал социально-экономические интересы своих членов.

 

Исторический путь и героическое прошлое

Тогда, в 1905 году, на всех магистралях один за другим создавались крупные профсоюзные объединения. В период репрессий они уходили в подполье, но свою работу по защите прав и интересов рабочих продолжали. Ряды организации ширились день ото дня, и вплоть до начала Великой Отечественной войны она выполняла партийные установки: повышала производительность труда, контролировала трудовую дисциплину, развивала соцсоревнование. Именно профсоюз сформировал в стране систему социального страхования, эффективность которой и направленность на профилактику, оздоровление и детский отдых сегодня доказаны временем.

В 1941 году, с первых дней Великой Отечественной вой-ны, движением под лозунгом "Все для фронта, все для победы!" также руководил профсоюз. Из его активистов создавались специальные формирования, которые помогали организовывать работу в новых условиях, поддерживали в людях дух патриотизма, отвечали за эвакуацию заводов и населения из прифронтовой зоны. Профсоюз железнодорожников взял на себя и организацию скоростного продвижения воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту.

История хранит бесчисленные примеры героизма железнодорожников, приводивших поезда к самой линии фронта, выводивших составы из-под огня и бомбежек, воевавших на бронепоездах и увековечивших свои имена беспримерными ратными и трудовыми подвигами.

За первые шесть месяцев войны железнодорожные строители выполнили такой объем восстановительных работ на разрушенных участках дорог, что его было бы достаточно для постройки новой 400-километровой линии.

Не менее самоотверженно поднимал страну из руин отраслевой профсоюз и в послевоенные годы. В ходе соревнования за успешное выполнение пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства на железнодорожном транспорте большое значение приобрела творческая деятельность изобретателей и рационализаторов. К концу пятилетки 41% железнодорожников стали стахановцами, 30% – ударниками производства. Уже к началу 1948 года железнодорожный транспорт был полностью восстановлен.

 

Курс – на соцгарантии

Именно тогда разрозненные отраслевые профсоюзы объединились в единый профсоюз рабочих железнодорожного транспорта численностью около трех миллионов железнодорожников и транспортных строителей Советского Союза. В это время организация сосредоточила свое внимание на решении социальных проблем железнодорожников и транспортных строителей, особенно на обеспечении их жильем. А название "Профессиональный союз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства" появилось 19 января 1982 года по решению XIII съезда профсоюза.

С принятием в начале 1991 года Закона СССР "О железнодорожном транспорте", заложившего предпосылки перехода отрасли к рыночной экономике и началу акционирования организаций транспортного строительства, профсоюз сосредоточился на создании глубоко продуманной системы социальных гарантий труженикам. Ее ключевыми звеньями стали отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.

Роль первых отраслевых тарифных соглашений трудно переоценить. В смутные 90-е годы они в полном смысле этого слова помогли выжить как железнодорожной отрасли и отрасли транспортного строительства, так и самим работникам. Профсоюзу удалось достигнуть договоренности по индексации заработной платы на1993 год на уровне 70% от роста цен на потребительские товары и услуги, через год зарплата индексировалась на уровне 80%, а с 1998 года она была установлена на уровне инфляции. В сфере действия отраслевых тарифных соглашений были также такие жизненно важные вопросы, как занятость, условия труда и отдыха, социальные льготы и гарантии, защита пенсионеров и молодежи... Тогда же постановлением XXVI съезда Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России 25 февраля 1997 года организация была переименована в Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел).

Сегодня он представлен 4500 первичными профсоюзными организациями, объединяющими свыше полутора миллионов человек. В настоящее время действуют четыре отраслевых соглашения и более 700 коллективных договоров дочерних обществ и филиалов, включая коллективный договор ОАО "РЖД". Положения этих документов всегда, даже в кризисные годы, выполняются обеими сторонами. Все спорные вопросы в основном решаются за столом переговоров. О доверии к Роспрофжел говорит и тот факт, что в его рядах состоят 94,3% работников.

 

Орловско-Курский регион: сила в единстве

В Орловско-Курском региональном подразделении Дорожной территориальной организации профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Московской железной дороге этот показатель практически достиг стопроцентной отметки. Сегодня он насчитывает 34 первичных организации, в которых состоит почти десять тысяч человек.

Помимо защиты прав и интересов своих членов профсоюз большое внимание уделяет культурно-массовым мероприятиям: организует проведение праздников с вручением подарков, походы в театры, экскурсии. Заботится и о здоровье трудящихся, организуя спортивные соревнования, посещения бассейнов и катков, выделяя путевки в санатории. Ездят отдыхать в оздоровительные лагеря и их дети, в том числе и на Черноморское побережье.

В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне первичные организации уделяют особое внимание каждому ветерану и труженику тыла, окружая их вниманием и заботой. Эта традиция передается железнодорожниками из поколения в поколение.

Сейчас перед дорожной профсоюзной организацией стоят новые задачи. 2015 год объявлен Годом бережливого производства. Это актуально в период, когда финансово-экономическая ситуация в стране затрагивает интересы железнодорожников. Поэтому задача профсоюза – сгладить имеющиеся негативные последствия для работников. В частности, он уже выступил с инициативой обязательной индексации заработной платы не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции, собрав сто тысяч подписей железнодорожников. Теперь она будет рассмотрена в Госдуме РФ.

Это еще раз подтверждает, что сила профсоюза – в единстве его рядов. Ведь, как известно, пока мы едины – мы непобедимы. Тем более когда есть конкретные благородные цели. А когда все направлено на их достижение, будет и результат!

 

*****

Заместитель председателя дорожной территориальной организации профсоюза на Московской железной дороге по Орловско-Курскому региону Юрий Васильев:

– Уважаемые коллеги, члены Роспрофжел!

В 2015 году Российскому профсоюзу железнодорожников и транспортных строителей исполняется 110 лет. Это возраст большой зрелости и профессионального опыта. Пройдя столь долгий и непростой исторический путь, профсоюз не только выстоял, но и, несмотря на проводимое реформирование, сумел сохранить единство, что говорит о доверии человека труда к своей общественной организации. Хотелось бы пожелать всем нам и дальше успешно решать поставленные перед нами задачи в деле отстаивания прав и интересов наших членов, делать все, чтобы жизнь работников в социально-экономическом плане была максимально защищена.

Елена Юрьева.

Версия для печати
screenRenderTime=1