СМИ об РЖД

ОАО "Трансконтейнер".

Однако пока все аналитики думают, покупать акции новичка или нет, в транспортном сегменте грядет мощная волна слияний и поглощений, которая приведет к формированию интермодальных транспортных операторов, занимающихся перевозками на море и суше. Причем уже сейчас можно понять, что затевают будущие транспортные магнаты.

Государство всячески поддерживает приход в эту отрасль частного капитала. Помимо распродажи железнодорожных компаний правительство в следующем году готовит массовую распродажу своих долей в морских портах, пароходствах и аэропортах. Разумный инвестор уже сейчас, в конце 2010 года, может сделать ставки и сыграть на росте акций транспортного сектора, который, вероятно, станет одним из лучших на бирже в следующем году.

Чтобы понять, по каким принципам крупные бизнесмены строят свои транспортные конгломераты, мы возьмем в качестве примера известного металлурга, номер один в списке Forbes, а теперь еще и грузоперевозчика Владимира Лисина. Его группа Universal Cargo Logistics в последнее время сосредоточила в своих руках несколько портов, пароходств и железнодорожного оператора.

Видимо, идея создать транспортную группу у Лисина родилась чуть ли не случайно. Почти все российские сталевары имеют по своему собственному морскому порту, что упрощает перевозку их продукции в Азию и защищает экспортные потоки. Так, "Евразу" принадлежит 100% порта Находка, у ММК доля во Владивостокском порту, "Мечел" контролирует дальневосточный порт Посьет. Также у металлургов есть и собственные, так называемые карманные или кэптивные, железнодорожные перевозчики, например "Мечел-транс". "Северсталь-транс", после того как ее менеджеры выкупили акции Алексея Мордашова, превратилась в Globaltrans с листингом в Лондоне. По правде говоря, именно этой компании принадлежит слава железнодорожной "фишки" номер один, а вовсе не "Трансконтейнеру".

"Северсталь-транс", после того как ее менеджеры выкупили акции Алексея Мордашова, превратилась в Globaltrans с листингом в Лондоне

В свое время НЛМК купил у "Северстальтранса" акции двух портов на западе — Санкт-Петербург и Туапсе. А перевозчик, который был в кармане у НЛМК, — это Новая транспортная компания (НТК). Во время кризиса, чтобы помочь своему основному активу, Владимир Лисин купил у комбината 69,5% акций порта Туапсе за $254 млн. Ранее им же был куплен порт Санкт-Петербург и 50% в новом порту Усть-Луга. Вдобавок структуры Лисина получили контроль над двумя пароходствами — Северо-Западным и Волжским.

Следующий этап — это интеграция скупленных активов в единую структуру. Компания получила имя Universal Cargo Logistics Holding Ltd, суть ее деятельности и стратегия ясно видны из названия. До 2015 года холдинг планирует инвестировать в свое развитие 45 млрд руб.

Другой транспортный магнат — Сергей Генералов строит свой конгломерат на востоке. Транспортная группа Fesco (Far East Shipping Company) есть не что иное, как Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), акции которого торгуются на ММВБ и довольно ликвидны. Группа владеет долей в базовом для себя Владивостокском порту и на паритетных началах с РЖД управляет железнодорожной компанией "Русская тройка".

Стратегия Генералова поистине имеет государственное значение: Fesco пытается перетянуть грузопоток из Азии в Европу таким образом, чтобы он шел через российские порты и Транссиб, а не через Суэцкий канал. Это было бы выгодно как азиатским экспортерам, так и европейским потребителям — ну и, конечно же, нашим транспортникам. Интеграция морской компании с железной дорогой продолжается. Fesco купила на IPO 12,5% акций "Трансконтейнера". Среди крупных акционеров замечен и ВТБ, но, по всей видимости, акции также приобретены в интересах Fesco, которая не скрывает своего желания получить в перевозчике контрольный пакет. Планируется, что РЖД постепенно будет сокращать свою долю, первоначально до блокпакета. Если в следующем году Генералов купит еще 25% "Трансконтейнера", то ему останется лишь докупить с рынка 4% до контроля. Контрольный пакет оценивается рынком в 21 млрд руб., тогда как вся группа ДВМП, которой он достанется, стоит лишь 37 млрд руб. Не исключено, что Генералов будет всячески накачивать капитализацию ДВМП. Кстати, возможное падение династии Кимов в Северной Корее будет на руку российским транспортникам. Тогда удастся протянуть Транссиб до южнокорейских портов. И переориентация азиатских экспортеров будет делом времени.

Правительство взяло курс на продажу своих активов в транспортном секторе, что продолжает привлекать инвесторов. В том числе полным ходом идет реформа железных дорог. РЖД в итоге, видимо, превратится в аналог ФСК и "Транснефти", то есть сохранит за собой лишь инфраструктуру. Основные активы, включая подвижной состав, станут частными.

Уже созданы две грузовые компании — Первая и Вторая (ПГК и ВГК соответственно), а также "Рефсервис". В следующем году инвесторам предложат акции ПГК. Часть бумаг попадет на биржу, а контрольный пакет достанется стратегическому инвестору. Среди претендентов на эту роль эксперты выделяют Владимира Лисина и Globaltrans.

Версия для печати
screenRenderTime=1