СМИ об РЖД

11.11.2010Газета "Куйбышевский железнодорожник" (Куйбышевская железная дорога)

Артефакты стальной колеи.

На учебном полигоне Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) открылся музей железнодорожной техники Приволжского федерального округа.

Теперь прикоснуться к истории развития железнодорожной отрасли, а также ее технической составляющей, смогут гости и жители Самары.

До настоящего времени на каждом крупном предприятии магистрали был свой маленький музей.

Идея сформировать большую экспозицию, объединяющую в себе атрибуты всех железнодорожных профессий и эволюцию "тяги", появилась давно.

Воплотить замысел в жизнь удалось только в этом году и в рекордно короткие сроки – за два месяца.

За дело железнодорожники и студенты вуза взялись с энтузиазмом: общими усилиями на "субботниках" облагораживали территорию, принимали участие в реконструкции ретро-техники.

– Открытие музея железнодорожной техники – это знаковое событие для всего Поволжья, поскольку подобного музея на его территории нет, – отмечает начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Кобзев. – В этом году Куйбышевской магистрали исполнилось 136 лет. Нам хотелось не только наглядно показать ее более чем вековую историю в деталях, но и рассказать о том, как живет железнодорожная отрасль сегодня. По сути, музей – это связующее звено между прошлым и будущим железных дорог.

Стоит отметить, что место для музея выбрано не случайно. Во-первых, близость к станции Безымянка, куда прибывали эшелоны с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны заводами, где начиналась новая – промышленная Самара.

Во-вторых, на полигоне СамГУПС проходят обучение студенты разных специальностей, для которых история развития железнодорожной техники, вышедшая за рамки учебников, представляет особый интерес.

И, что немаловажно, вопрос безопасности и сохранности музейных экспонатов решился сам собой – полигон находится под круглосуточным наблюдением.

Руководство ОАО "РЖД" инициативу железнодорожников Куйбышевской поддержало. Так, на магистраль "пришли" локомотивы с Московской, Приволжской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской железных дорог.

По мнению одного из идейных вдохновителей проекта, профессора, заведующего кафедрой "Безопасность перевозок пассажиров и грузов" СамГУПС Анатолия Левченко, музей призван содействовать сохранению традиций работников стальной магистрали.

Присутствующий на торжественном открытии музея вице-президент ОАО "РЖД" Олег Атьков уверен, что появилось не просто хранилище ретротехники, а своеобразное учебное пособие для будущих железнодорожников.

И учиться действительно есть на чем. Экспозицию украшает редкий сегодня экспонат – паровоз серии П-36, которого за характерные цветные полосы – лампасы – называли "генералом".

Неподалеку расположилось детище конструктора Льва Лебедянского – паровоз серии П-32 ("Победа") – знаменитая "Лебедянка".

Есть грузовой паровоз серии ЛВ, который считается более мощным и экономичным в сравнении с машинами серии Л. Стоит отметить, что всего паровозов ЛВ было изготовлено 512 штук.

– Они же до сих пор живые, – делился впечатлениями от увиденной ретротехники ветеран, Почетный железнодорожник Владимир Александрович Грошев.

На особом положении в музее прародитель всех локомотивов – макет паровоза типа 1-1-1 "Проворный" отца и сына Черепановых.

Да и само административное здание музея – исторический артефакт – вокзал на станции Дашково, построенный в 1874 году.

Сейчас в здании размещена экспозиция документальных свидетельств 136-летней истории Куйбышевской магистрали.

Есть даже действующий аппарат Морзе, который, по словам директора музея истории Куйбышевской железной дороги Юрия Менчика, находится в рабочем состоянии и по нему можно хоть сейчас отправлять сообщения.

Ферма знаменитого Александровского моста, семафоры, современные виды подвижного состава – все это лишь малая часть музейной экспозиции.

Однако останавливаться на достигнутом железнодорожники не собираются.

По словам начальника Куйбышевской железной дороги Сергея Кобзева, в перспективе планируется превратить территорию вокруг музея в парковую зону, оборудовать стоянку для автобусов. Однако для решения этих вопросов необходима поддержка городской администрации Самары.

Уже в ближайшее время музей откроет свои двери для посетителей.

 

Юлия Ежова

Тематика: КбшЖД, Культура
Версия для печати
screenRenderTime=1