СМИ об РЖД

17.11.2010Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

Партизаны не знали преград.

Памятник сооружен на средства, собранные брянскими железнодорожниками и выделенные руководством Московской железной дороги.

Одной из самых ярких и героических страниц, вписанных в летопись партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, стала операция по взрыву железнодорожного моста через реку Десна неподалеку от станции Выгоничи. Операция носила название "Взрыв Синего моста" (впоследствии с легкой руки брянского художника В.В. Федотова, написавшего в 1953 году картину "Голубой мост", это название стало общепринятым). Мост был самым крупным стратегическим объектом маршрута Брянск – Гомель, очень тщательно охранялся.

Круглые сутки на этом направлении шли поезда с живой силой и военной техникой фашистов. В обратную сторону следовали составы с награбленным добром. Подступы к нему были заминированы и опутаны колючей проволокой. У восточной части моста проходили окопы с сетью ходов сообщения, на насыпи дороги оборудованы доты, рядом находились укрытия и казарма с охраной. Ночью производилось патрулирование подступов к мосту, территория освещалась ракетами. Объект был практически неприступен.

Несмотря на это, в ночь с 7 на 8 марта 1943 года партизаны бригады имени Щорса с приданными им группами из бригад имени Кравцова и "Смерть немецким оккупантам" двинулись к мосту. Каждый из партизан нес за плечами по 20-30 кг взрывчатки. Прорыв к мосту был осуществлен не со стороны леса, а от изгиба реки Десна.

Ползти по заснеженному полю пришлось более четырех часов. Фашисты не ожидали от партизан такой дерзкой выходки, поэтому охрану удалось застать врасплох. В доты, укрытия, казарму врага полетели гранаты, завязался бой. В его ходе подрывники быстро уложили под мост взрывчатку, и раздался взрыв. В результате пролеты моста осели, но фермы на бок не завалились. Движение поездов на этом важном стратегическом направлении было прервано на 28 дней, что привело к перебоям с доставкой живой силы и техники врага на поля сражения Курской дуги. Приказ командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского был выполнен.

В память о подвиге партизан неподалеку от моста находился скромный солдатский обелиск со словами благодарности героям. 3 марта 2010 года была проведена акция "Давайте вспомним!" Ее участники посетили место события – территорию возле моста, возложили цветы к подножию памятного обелиска. Председатель совета ветеранов Брянского отделения дороги А.А. Ткачев выступил с инициативой – установить памятник, достойный подвига партизан.

Брянские железнодорожники поддержали данную инициативу и провели сбор средств на строительство памятника. Каждый из работников вносил посильный финансовый вклад. Основную часть средств на возведение памятника выделило руководство Московской железной дороги. Изменился не только сам памятник – облагорожена территория вокруг него, произведен капитальный ремонт платформы. В память о погибших партизанах высажены голубые ели.

В торжественном открытии памятника участвовали брянские железнодорожники, представители областной администрации и общественных организаций. Но самые главные гости – это последние оставшиеся в живых участники той смелой операции – Михаил Алексеевич Евсеев, Антонина Семеновна Комарова, Илья Сергеевич Кукатов. Открыл митинг губернатор Брянской области Николай Денин. Он выразил глубокую благодарность начальнику Московской железной дороги Владимиру Молдаверу и всем брянским железнодорожникам за прекрасный монумент, воздвигнутый на средства железнодорожников в честь подвига партизан.

– Спасибо вам, железнодорожники, за то, что вы храните память о моих погибших товарищах, – сказал в своем проникновенном выступлении Михаил Алексеевич Евсеев.

Право открыть монумент было предоставлено ветеранам войны – участникам операции по взрыву моста в 1943 году, губернатору области Николаю Денину и начальнику Брянского отделения Юрию Кобзарю. Салютная группа войсковой части №24024 г. Почеп возложила к подножию еловую гирлянду. Память о тех, кого сегодня нет рядом с нами, почтили ружейным салютом и минутой молчания.

Памятник хорошо виден и днем, и ночью – на площадке установлена специальная подсветка. Теперь все проезжающие мимо моста пассажиры могут еще раз вспомнить о тех лихих годах и поклониться памяти павших героев.

 

Инна Чикачёва

Тематика: МЖД, Культура
Версия для печати
screenRenderTime=1