СМИ об РЖД

ШОСовая заморозка

На встрече Шанхайской организации не поднимут вопрос ее расширения.

На саммите лидеров стран – членов Шанхайской организации сотрудничества, который пройдет 13-14 июня в столице Киргизии, акцент решено сделать на экономической составляющей, дал понять "Известиям" генсек организации Владимир Норов. Это заметно и по предложениям на афганском направлении: Россия выдвинет в Бишкеке несколько конкретных инфраструктурных и энергетических проектов, которые планируется развивать в Афганистане под эгидой ШОС, рассказал "Известиям" один из российских участников встречи. В общем по итогам саммита лидеры стран – членов организации, как ожидается, одобрят свыше двух десятков документов. Тему расширения ШОС на нынешней встрече решено не затрагивать.

 

Цветы навстречу

Помимо хозяина нынешнего мероприятия – президента Киргизии Сооронбая Жээнбекова в Бишкеке одновременно окажутся лидеры сразу 11 стран: главы государств и правительств стран – членов шанхайской "восьмерки", а также президенты Афганистана, Белоруссии, Ирана и Монголии – государств, которые имеют статус наблюдателей при ШОС. Разумеется, Бишкек готовился к приему такого высокопоставленного иностранного десанта с соответствующим размахом.

Как рассказали "Известиям" в пресс-службе мэрии киргизской столицы, к саммиту город заметно озеленили, высадив на центральных улицах и парках несколько тысяч саженцев и свыше 130 тысяч цветов. В первую очередь по маршруту следования делегаций – на проспектах Манаса, Чуй и Жибек-Жолу. Кроме того, власти Бишкека реконструировали целый ряд улиц: поменяли бордюры, отремонтировали дорожное покрытие, а также провели работы по контурной подсветке 135 зданий в ночное время. Наконец, при въезде в город обновили надпись "Бишкек" и установили эмблему Шанхайской организации сотрудничества.

 

Подтянуть экономику

Как рассказал "Известиям" генеральный секретарь ШОС Владимир Норов, за 18 лет существования организации представители стран, которые в нее входят, приняли порядка 1400 документов. При этом 46% из них касалось сотрудничества в сфере безопасности.

– Региональная антитеррористическая структура ШОС, которая координирует деятельность наших правоохранительных органов в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, играет существенную роль в обеспечении безопасности в регионе. Но в то же время, об этом говорят и главы государств, сложился определенный дисбаланс, – признал господин Норов в беседе с "Известиями". – Сегодня во главу угла ставится укрепление многостороннего экономического сотрудничества, где число принятых документов пока недостаточно, всего 7%.

Даже на афганском направлении акцент в этом году будет сделан именно на экономике. На одобрение лидерам стран – членов организации будет впервые предложен проект дорожной карты по линии ШОС-Афганистан. Как рассказал "Известиям" один из высокопоставленных российских дипломатов, в нем наряду с традиционными направлениями сотрудничества – пресечением незаконного оборота наркотиков, обеспечением безопасности границ и борьбой с терроризмом – будут отражены также конкретные инфраструктурные и энергетические проекты, которые можно будет развивать в Афганистане под эгидой ШОС.

– Мы все оказываем Афганистану помощь по двусторонним соглашениям. Но идея России – посмотреть, что мы можем сделать в общем формате, причем необязательно, чтобы в каком-то проекте участвовали все до единого государства ШОС, – сообщил дипломат "Известиям". Пока таких энергетических и инфраструктурных проектов, которые мы могли бы сообща восстановить или перезапустить заново, – около 8-9. Но другие страны тоже готовы что-то предложить.

 

Загрузить дороги

Еще одно направление работы ШОС – дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры. В 2017 году вступило в силу соглашение правительств стран – членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Кстати, как заметил один из собеседников "Известий", практически все участники заинтересованы в том, чтобы подключить к нему Афганистан, что позволит использовать территорию страны для транзита товаров.

Впрочем, пока развитие кооперации в транспортной сфере пробуксовывает и среди уже подписавшихся под соглашением стран.

– На пространстве ШОС 13 млн км автодорог, это 20% всех автомагистралей в мире. Также там проложено 244 тыс. км железных дорог. Но сказать, что сотрудничество в данной сфере у нас на высоте, мы не можем, – отметил Владимир Норов. – По железным дорогам пространства ШОС транспортируется лишь 2-3% мирового объема перевозимых товаров. Поэтому мы намерены повышать эффективность существующих транспортных коридоров и создавать новые.

В общей сложности на саммите 13-14 июня в Бишкеке лидерам предстоит подписать или одобрить пакет более чем из 20 документов. В это число, рассказал "Известиям" российский дипломат, войдут, в частности, план практических действий по реализации антинаркотической стратегии, документы по сотрудничеству в природоохранной сфере, в области физкультуры и спорта, межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере СМИ, а также несколько меморандумов о взаимопонимании между секретариатом ШОС и рядом международных организаций (например, Всемирной туристской организацией и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН).

– Прорывных документов там нет, но они все полезные и необходимые, позволяющие придать импульс практической работе на разных направлениях, – заметил собеседник издания.

 

Расширение – не самоцель

А вот тему расширения организации на нынешнем саммите решили не поднимать. Помимо нынешних восьми членов шанхайского клуба, у ШОС есть четыре страны-наблюдателя (Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия) и еще шесть стран-партнеров (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка).

– Расширение – не самоцель для ШОС. Вопрос сегодня в том, чтобы повысить эффективность нашей организации с учетом вхождения в нее таких крупных стран, как Индия и Пакистан (вошли в состав ШОС в 2017 году). С ними наша организация стала трансконтинентальной, ведь это почти половина населения мира, около 60% территории Евразии, – рассказал генсек организации.

По его словам, скорее целесообразно обсуждать предоставление статуса наблюдателя новым государствам. А такие "виды" в отношении ШОС имеет десяток стран.

Какого-то официального решения о моратории на расширение ШОС нет, подтвердил "Известиям" один из российских дипломатов, но есть четкое понимание, что сначала надо полноценно встроить в работу организации Индию и Пакистан. И если ШОС не запускает процесс расширения членства, то и вопросы, связанные с иными статусами, по этой логике также рассматриваться не должны.

Нужно повысить эффективность ШОС с учетом вхождения в нее таких крупных стран, как Индия и Пакистан. С ними организация стала трансконтинентальной.

  

Байназаров Эльнар, Портякова Наталия

Версия для печати
screenRenderTime=1