СМИ об РЖД

"Мы ожидаем появления консорциумов крупных игроков"

Дмитрий Песков об утверждении "дорожных карт" по сквозным технологиям.

Нацпроект "Цифровая экономика" предусматривает поддержку развития сквозных цифровых технологий, по каждой из них должна быть утверждена "дорожная карта". Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков в интервью "Ъ" рассказал, почему ряд карт был отправлен на доработку, и поделился планами по участию госкомпаний и крупного бизнеса в их реализации.

– Уже решено, что "дорожная карта" по искусственному интеллекту будет оформлена в качестве отдельного федерального проекта, какие перспективы у карт по другим сквозным технологиям?

– Список сквозных технологий был воспринят недостаточно критично, это была методическая ошибка. К примеру, странно рассматривать искусственный интеллект без больших данных. К заседанию набсовета АНО "Цифровая экономика" у нас уже появилась методология, которая делила эти технологии на базовые и комплексные. Есть базовые технологии, которые действительно общие, пронизывающие. Понятно, что большие данные, или искусственный интеллект, компьютерное моделирование, стандарты беспроводной связи – они есть везде. А такой технологии, как промышленный интернет, не существует, так же, как и технологии интернета вещей. Более того, такой технологии, как робототехника, не существует. Роботы состоят из сенсоров, автономного источника энергии, материалов, из управляющего блока с элементами искусственного интеллекта, они учатся использовать большие данные, которые накапливают.

Некоторые команды, которые писали "дорожные карты", поставили вперед свои лоббистские интересы. Например, в карте по беспроводным технологиям в списке приоритетных были только радиотехнологии, но разве других способов беспроводной передачи информации у нас не существует? Есть звук, свет, множество крайне перспективных решений, в том числе обеспечивающих беспроводную передачу данных. Задача "дорожных карт" не пролоббировать конкретные технологические решения конкретной компании, а обеспечить развитие в стране группы технологий. Там, где по разным причинам разработчики не смогли это сделать, карты не были приняты.

– На заседании набсовета несколько из них было предложено объединить.

– Мы договорились, что карты по промышленному интернету и новым производственным технологиям должны быть доработаны на базе одной карты, которая сохранит название "новые производственные технологии", но объединит все элементы жизненного цикла. Внутри этой карты есть базовая технология компьютерного моделирования, и она является ключом к результатам. Оператором, я надеюсь, останется Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), так как у него, как держателя технологий, сегодня, так уж вышло, нет альтернативы в стране. Хотя мы очень много работаем над тем, чтобы такие альтернативы появились.

Аналогично в четырех "дорожных картах" сквозным образом в качестве субтехнологии были выделены нейротехнологии, которые и так достаточно успешно разрабатываются в рамках рынка "Нейронет" Национальной технологической инициативы (НТИ). Пусть они и дальше там разрабатываются, хотя пока внутри не появилось такого крупного игрока, как, например, Сбербанк. По искусственному интеллекту Центр компетенций НТИ был создан на базе МФТИ. Он собрал необходимую аналитику, консорциум участников, но, чтобы двигаться дальше, опять же нужны крупные игроки. В модели НТИ изначально нет крупных игроков. Там нет Сбербанка, "Ростеха", "Росатома". В искусственном интеллекте формируется именно эта связь – крупные игроки добавляются в рамках "дорожной карты". И в этом смысле Центр компетенций НТИ уже входит в большую, зрелую программу по цифровой экономике. Наша задача – подтягивать под те заделы, которые созданы по сквозным технологиям, крупных игроков.

– На доработку была отправлена карта по квантовым технологиям, с чем это связано?

– Главная претензия к ней состояла в недостаточной амбициозности. Сейчас там три больших группы, которые конкурируют друг с другом, – Российский квантовый центр, центры на базе ИТМО и МГУ. Появились и крупные корпорации, которые берут на себя ответственность за отдельные решения в рамках карты. К примеру, за квантовые коммуникации будут отвечать РЖД. Логика очень простая: если мы делаем сеть связи, которую невозможно взломать, то она должна быть трансконтинентальной и опираться на действующую инфраструктуру оптоволокна, а у РЖД есть "Транстелеком", есть логистика, которую нужно обслуживать. В квантовом компьютинге другая логика, ответственность за эту часть возьмет на себя "Росатом", за квантовую сенсорику – "Ростех". Но зрелые решения по квантовым коммуникациям есть и у "Ростелекома". Мы ожидаем появления консорциумов крупных игроков, кооперации неизбежно появятся.

– Как госкомпании будут работать друг с другом в рамках "дорожных карт"?

– "Дорожных карт" для этого недостаточно, будет отдельный инструмент в виде формы открытых консорциумов, в которых будут участвовать лидирующие компании и те, кто в них будут входить с определенными компетенциями. Список госкомпаний будет расширяться, пока он охватывает не все сквозные технологии, которые есть в цифровой экономике и НТИ.

 

 

Едовина Татьяна

Версия для печати
screenRenderTime=1