СМИ об РЖД

Московское центральное кольцо сливается с железной дорогой

Станции Московской железной дороги (МЖД) и Московского центрального кольца (МЦК) постепенно становятся единым целым – увидеть это своими глазами москвичи и гости столицы могут уже на нескольких реализованных примерах. Один из них запустили в конце прошлого года – теперь с платформы Верхние Котлы павелецкого направления МЖД можно пересесть на одноименную станцию МЦК, даже не замочив ног.

 

Принцип "сухие ноги"

Напомним, проект интеграции радиальных направлений Московской железной дороги с Московским центральным кольцом ставит перед собой амбициозную цель – объединить две мощные транспортные системы, построенные в разное время. Он предполагает их дальнейшее интенсивное развитие на пути создания крупных транспортно-пересадочных узлов, где под одной крышей можно будет поменять сразу несколько видов транспорта.

Интеграция двух станций Верхние Котлы в этом смысле наглядный пример: после открытия МЦК пассажиропоток здесь вырос, поскольку появилась пересадка на новое кольцо. Однако делать эту пересадку пассажирам приходилось в не самых комфортных условиях, ибо нужно было выходить на улицу и тратить драгоценные минуты, чтобы добраться до станции МЦК. Во время интеграции строителям здесь пришлось проделать огромную работу, а именно построить две пассажирские платформы и вестибюль, возвести новые путепроводы, а также здесь скоро появится навес до вестибюля, благодаря которому поменять виды транспорта можно будет по принципу "сухие ноги". Все это не только делает жизнь пассажиров гораздо проще и комфортнее, но и снижает нагрузку на несколько существующих транспортных узлов. Речь о Павелецком вокзале и станции метро "Павелецкая", до которых приходилось ехать пассажирам, не желающим делать долгую и неудобную пересадку на Верхних Котлах. А также и о расположенной рядом платформе Нижние Котлы и станции метро "Нагатинская", которые тоже принимали на себя большую долю пассажиропотока Павелецкого направления.

Интеграция МЦК и МЖД – это еще и наглядный пример того, как совместные слаженные действия властей, строительных компаний, проектировщиков и различных ведомств приводят к появлению впечатляющих результатов в короткие сроки. Не случайно Сергей Собянин и Олег Белозёров отметили эффективное взаимодействие, когда совсем недавно обозревали совместно новую платформу Карачарово. Строители здесь решили непростую задачу – разобрали старую платформу и построили ее заново в более внушительном масштабе, на 550 метров ближе к станции МЦК Нижегородская. "Платформа Карачарово перенесена ближе к МЦК и, по большому счету, сделала МЦК доступным для всего Горьковского направления железной дороги, – объяснил значение этого проекта Сергей Собянин. – То есть для ряда московских районов, а также Подмосковья, включая город Железнодорожный и некоторые другие населенные пункты. Это важный этап формирования нового транспортного узла".

Старая платформа Карачарово до открытия МЦК в 2016 году была практически не востребована – электрички нередко проезжали ее без остановки. После открытия МЦК ситуация кардинально изменилась. Карачарово стала своеобразным дублером Курского вокзала, ведь если раньше пассажиры предпочитали доезжать туда и там делать пересадки, то теперь у них появилась возможность экономить массу времени, минуя центр города.

И снова возникла проблема – пересаживаться с Карачарово на МЦК нужно было около 15 минут, большую часть времени шагая по улице. Сейчас время пересадки сократилось втрое – до 5 минут – и стало к тому же гораздо более комфортным. К тому же новая платформа позволяет ощутимо увеличить число поездов и общий пассажиропоток через станцию, подчеркнул Олег Белозёров. "Запуск платформы поэтапно даст возможность дополнительно останавливаться здесь 20 парам экспрессов, и по-новому выстроить более удобное расписание для пассажиров", – рассказал он.

 

Работа на опережение

Создание в течение лишь нескольких лет Московского центрального кольца, включающего в себя 31 станцию, а теперь его интеграция с железной дорогой стали возможны благодаря новому подходу к работе и властей, и строителей. Если раньше транспортная инфраструктура зачастую создавалась, что называется, вдогонку за точечной застройкой, то теперь транспортные системы проектируются и строятся по четкому градостроительному плану, учитывающему не только решение существующих проблем, но и перспективу на десятилетия вперед. Пришло и понимание того, что транспортная инфраструктура может выступать драйвером развития территорий. Не случайно вблизи станций МЦК сейчас строится все больше жилья, а расположенные рядом промзоны интенсивно реновируются и превращаются в современные общественные пространства. Фактически это наглядный пример комплексного подхода к развитию территорий, о котором не раз говорил президент Владимир Путин.

Практически всеми строительными работами на МЦК занималась "Объединенная строительная компания 1520", входящая в Группу компаний 1520. Ее специалисты применили здесь самые передовые разработки и технологии, заложив, к примеру, основу автоматической системы управления поездами.

Впервые в постсоветской истории был создан единый координационный центр, где все возникающие вопросы оперативно решали представителя самых разных сторон: правительства Москвы, ОАО "РЖД", проектировщиков, строителей и многих других.

При этом работать приходилось в условиях сложившегося огромного мегаполиса, а значит плотной городской застройки и запутанных городских коммуникаций, по которым зачастую даже нет никакой документации, а значит, действовать приходится буквально "на ощупь". Все это пришлось учитывать специалистам "Росжелдорпроекта", выступающего генеральным проектировщиком проекта. "Было предусмотрено внедрение многих инновационных решений. В частности, внедрены новый тип тяговых подстанций с цифровым управлением, новейшие микропроцессорные системы интервального регулирования движения на перегонах и станциях, светодиодное освещение", – рассказывают в компании. Работу там не прекращают и сейчас – добиваются организации движения поездов с сокращенным интервалом до 4 минут. По словам гендиректора "Росжелдорпроекта" Алексея Тихонова, работа филиалов компании по формированию транспортной инфраструктуры Москвы в прошлом году была более чем впечатляющей. "Всего в 2018 году проводились проектно-изыскательские работы по 83 объектам развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, в том числе реконструкция более 20 станций и строительство порядка 110 км дополнительных главных путей на радиальных направлениях", – перечисляет он.

 

Впереди – МЦД

Генеральный директор "Объединенной строительной компании 1520" Сергей Клевакин отмечает, что на создании и развитии МЦК работа не остановилась, и теперь компания применяет накопленный опыт при реализации нового беспрецедентного проекта – создании первых двух Московских центральных диаметров. "Это МЦД-1 "Одинцово – Лобня" и МЦД-2 "Подольск – Нахабино", – напоминает Клевакин. – В этом году начались работы по реконструкции конечных станций МЦД – в Подольске, Нахабино, Лобне и Одинцово. В ближайшем будущем там будут располагаться пункты отдыха локомотивных бригад, парки экипировки вагонов. В 2019 году начнутся работы на линейных участках внутри этих диаметров, где также будут строиться новые и обновляться существующие остановочные пункты. Все это будет приводиться к сложившейся структуре МЦК как по архитектурным, так и по инженерным решениям".

Особое внимание при создании инфраструктуры МЦД строители уделяют ее доступности для маломобильных горожан – речь не только об инвалидах, но и о мамах с колясками, людях с большими сумками, велосипедами и т. д. Движение по первым двум диаметрам планируется запустить уже в конце 2019 – начале 2020 годов. При этом только на МЦД-1 будет более 30 остановок – часть из них реконструируют, а часть построят заново. На втором диаметре запланированы работы на 26 станциях, говорит Сергей Клевакин.

Еще один крупный и сложный проект, которым занимается в Москве "ОСК 1520", – это двухпутная электрифицированная ветка, которая свяжет два радиальных направления: Смоленское и Киевское, а также Пресненский и Дорогомиловский районы столицы. Объект строят в два этапа и первый из них по-настоящему уникален. В его рамках создается ветвь длиной почти 4,3 км, половина из которой проходит по железобетонной эстакаде, она пересечет развязку Третьего транспортного кольца в районе Москва-Сити. При этом эстакада пройдет прямо над оживленной развязкой, в наиболее высокой точке ее высота достигнет 35 метров. Сейчас специалисты "ОСК 1520" уже занялись бурением скважин под буронабивные сваи, которые станут опорами конструкции. В ближайших планах – демонтировать Киевский путепровод и построить вместо него новый двухпутный путепровод. "Через Москву-реку будет сооружен мост с металлическим пролетным строением длиною почти 300 метров на два пути. Также на участке появятся четыре остановочных пункта: Поклонная, Кутузово, Камушки и Ермакова Роща", – делится деталями проекта Клевакин.

 

Конкретно

Московское центральное кольцо стало уникальным транспортным проектом не только для Москвы и России, но и Европы в целом. Объем проделанных работ беспрецедентен – при реконструкции и укладке верхнего строения пути было отсыпано 734 тыс. куб.м земляного полотна, уложено порядка 190 км пути, реконструировано или построено 29 сложных инженерных сооружений. Каждая из 31 станций представляет собой настоящий транспортно-пересадочный узел, связывающий МЦК с метро, наземным общественным транспортом, платформами МЖД, парковками. При этом во всех случаях учтена возможность дальнейшего развития прилегающих территорий, появление новых видов транспорта, увеличение пассажиропотока.

 

Александр Мелешенко

Версия для печати
screenRenderTime=1