СМИ об РЖД

Юбилей отметили новой экспозицией

В Октябрьском центре научно-технической информации и библиотек состоялось празднование 40-летия дорожного музея, экспонаты и фонды которого стали основой Музея железных дорог России. К этой дате в ОЦНТИБ открыли новую экспозицию.

Впервые дорожный музей открылся 25 июля 1978 года в здании по Литейному проспекту, 62. Случилось это во многом благодаря усилиям его первого директора, начальника Октябрьской железной дороги в 1967-1977 гг. Владимира Чубарова. Фактически экспозицию создавала вся дорога. Тринадцать лет спустя в Шушарах открылся филиал дорожного музея – площадка натурной техники, соб­ранной со всей страны, которой присвоили имя В. Чубарова. В 2001-м лучшие экспонаты из Шушар были переведены на пути возле Варшавского вокзала, а в следующем году в здание по соседству, в котором ранее находился Дом культуры Карла Маркса, переехал и сам дорожный музей. В 2017 году большая часть его экспозиции вместе с фондами, а также вся выставленная у Варшавского натурная техника стали частью нового Музея железных дорог России.

А что же музей ОЖД? В этом году в составе ОЦНТИБ создан отдел по сохранению исторического наследия, а его сотрудниками (с участием работников фондов нового музея) буквально за месяц на старом месте вновь была создана экспозиция. Первыми почетными гостями стали, в основном, бывшие работники дорожного музея. Некоторые из них стояли еще у его истоков.

В читальном зале дорожной научно-технической библиоте­ки перед ними выступил начальник ОЦНТИБ Роман Химач. Он отметил, что с открытием экспозиции в ОЦНТИБ вновь появилась возможность подробно рассказать об истории старейшей магистрали, а также привлечь внимание к необходимости дальнейшего сохранения уникального железнодорожного наследия. Работа в данном направлении уже ведется. Как пример, он привел начавшуюся музеефикацию станции Куженкино уникальной Бологое-Полоцкой железной дороги. Этому же благородному делу должны послужить публикации в разных изданиях, включая специально посвященный 40-летию дорожного музея сборник.

Затем состоялось торжественное открытие. Ленточку перерезала директор ЦМОЖД в 1989-2001 гг. Валентина Мисаи­лова. Всего в открывшейся экспозиции представлено около ста новых музейных предметов. Так, в разделе, посвященном Великой Отечественной войне, вместе с сохранившейся диорамой "Дорога Победы" появилось много новых интересных экспонатов. Например, носилки времен войны со станции Новохованск, которые поступили в рамках конкурса "Лучший экспонат для моего музея", пулемет "Максим", переданный главным инженером дороги Владимиром Зиннером в 2013 году, пулеметная лента со станции Петрокрепость…

Собравшиеся на мероприятии поделились своими воспоминаниями, говорили добрые слова в адрес создателей музея и продолжателей этого важного дела. Было высказано предложение: обратиться к руководству дороги с предложением переименовать платформу "Паровозный музей" (бывшая "Пост 16 км" Витебского хода, где с 1991 по 2001 гг. находился музей натурной техники), дав ей имя Героя Социа­листического труда и первого директора музея Владимира Васильевича Чубарова, 110-летие со дня рождения которого отмечалось в июле.

 

Фото: Иван Куртов.

 

Татьяна Александрович, Алексей Островский.

Версия для печати
screenRenderTime=1