СМИ об РЖД

В "Алтайвагон" подсел портовый миноритарий

ЦРПИ купил 25% завода у холдинга СДС.

Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ), известный в основном своими инвестициями в проекты портов Лавна и Суходол, купил 25% "Алтайвагона", ранее полностью подконтрольного холдингу СДС.

"Алтайвагон" с низкой долговой нагрузкой и наличием контрактов на ближайшие годы – хороший актив, отмечают аналитики. Но сомневаются, что заводу удастся легко внедрить на сеть свою инновационную тележку и получить тарифные преференции, хотя интеллектуальная собственность на нее принадлежит ОАО "РЖД".

Центр развития портовой инфраструктуры приобрел 25% в ООО "НПК "Алтаймаш", ранее – "СДС-Маш", владеющем 100% "Алтайвагона", сообщил гендиректор "Алтаймаша" Александр Мирошник. "Алтаймаш" больше не входит в холдинг СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина, но прежние собственники остались в составе компании, пояснил он. В "Алтайвагоне" "Ъ" не назвали цену сделки, но подчеркнули, что в отличие от других вагоностроителей у "Алтайвагона" нет долгов.

ЦРПИ, созданный ровно год назад, владеет 24,79% в порте Суходол и 30% в порте Лавна, которые строятся. В обоих проектах также присутствуют структуры СДС и ОАО "РЖД". Единственным акционером ЦРПИ является Борис Гутцов. Его телефон 24 сентября не отвечал. Источники "Ъ" связывали ЦРПИ с бизнесом Аркадия и Бориса Ротенбергов. Представитель бизнесменов опровергла "Ъ" любую прямую или косвенную связь между ними и ЦРПИ.

По итогам первого полугодия "Алтайвагон" увеличил выпуск вагонов на 6,8%, до 5 тыс. вагонов, в плане на год – производство 10,6 тыс. единиц. По итогам 2018 года выручка предприятия увеличилась в 1,5 раза, до 28 млрд руб., оно получило 1,25 млрд руб. прибыли против убытка в 349 млн руб. годом ранее.

Значительные надежды "Алтайвагон", ранее выпускавший инновационные вагоны на лицензионной тележке УВЗ, возлагает на тележку собственной разработки. В апреле Владимир Гридин писал главе ОАО "РЖД" Олегу Белозёрову, что "Алтайвагон" разрабатывает две модели полувагона и крытый вагон на этой тележке и просил содействия в получении тарифных преференций на порожний пробег, которые действуют для моделей Объединенной вагонной компании и УВЗ. В "Алтайвагоне" сообщили, что на прошлой неделе сертифицировали все три модели, есть договоренность с операторами о покупке новых вагонов. Хотя рабочий парк близок к профициту, в "Алтайвагоне" считают, что рынок для новой тележки будет обеспечен приростом погрузки, заложенным в долгосрочную программу развития ОАО "РЖД" до 2025 года.

ОАО "РЖД" эта тележка выгодна, полагают в "Алтайвагоне", поскольку монополия как владелец интеллектуальных прав на нее получает роялти. При текущем размере преференций на порожний пробег, говорят в "Алтайвагоне", монополия компенсирует недополученные средства за счет роялти в течение двух лет. В ОАО "РЖД" "Ъ" заявили, что будут "приветствовать появление на рынке новой продукции, удовлетворяющей требованиям клиентов и партнеров".

При развитии собственной тележки компании придется очень много вкладывать в сервис, полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, а надежды на предоставление тарифных преференций призрачны с учетом негативной позиции ФАС и невозможности для ОАО "РЖД" окупить их за счет роялти. В то же время "Алтайвагон" сейчас загружен заказами почти на два года вперед, отмечает аналитик.

Версия для печати
screenRenderTime=1